Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Інноваційні технології навчання | [ Додати статтю ] |
Продолжение Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы — 10—15 минут, средней ступени — 20-25 минут, старшей ступени — 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут. Сейчас издательства «С-1», «Кирилл и Мефодий», «Интерсофт» и другие выпускают различные мультимедийные продукты: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, энциклопедии и т.д. Это хорошее подспорье в преподавании, но часто они не могут быть компьютерным дополнением к текстовому школьному учебнику, так как не всегда с ним согласованы и требуют адаптации к школьным программам. Поэтому особенно интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самим преподавателем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо. При подготовке к компьютерным занятиям учитель просматривает и оценивает все информационные ресурсы и данные программного (мультимедиа) продукта, составляет выборку из программного продукта, создаёт авторскую обучающую программу с дикторским текстом, музыкальным сопровождением, статическими иллюстрациями, видеовставками, интерактивным взаимодействием учащийся — компьютер; с включением материалов из сети Интернет (РИОР). К программным средствам обучения относятся обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ, автоматизированные библиотеки, методические материалы для учителя, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов). При подготовке к компьютерным занятиям учитель должен освоить элементарные пользовательские умения, изучить, программные возможности мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ на CD-ROM и практически освоить их использование, уметь создавать простейшие компьютерные мультимедийные обучающие продукты доя сопровождения учебно-воспитательного процесса. Банки мультимедийной информации выпускаются фирмами на CD-дисках (например, энциклопедии, словари, путешествия и др.) и могут создаваться учителям на компьютере (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные с разных дисков, книг, кинофильмов, теле передач и т.д.). Отобранная информация складывается в соответствующих ячейках — файлах, легко сортируется. Выступая, учитель демонстрирует на экране план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объёмные модели, мультипликацию). Одновременно могут звучать музыка, комментарий к изображению, звуковая дорожка видеофильма. Для проведения выступления с использованием мультимедиа необходимы экран и специальный («мультимедийный») проектор, подключённый к компьютеру. Типичная структура электронного учебника представлена на рисунке 3. Мультимедиа фрагменты, аудио- и видеоматериалы Письменные Хрестоматии, глоссарии, Навигатор: Задачи, примеры Вопросы для интерактивного изучения Практикум, тесты для самопроверки Основной Применение знаний на практике Индивидуальный опыт Рис. 3. Структура электронного учебника Для составления собственных обучающих и контролирующих курсов учителю необходимо иметь программную среду, позволяющую это сделать без особых усилий. Сейчас существует несколько таких сред, ориентированных на создание обучающих и контролирующих курсов: КАДИС, АДОНИС, УЧЕНИК — УЧИТЕЛЬ для DOS или DELPHI и VISUAL BASIC для WINDOWS. В Windows имеется группа специальных подпрограмм, «приделок», «рисовалок», «смотрелок», которые позволяют разнообразно использовать обучающий продукт, но в заданных самим учителем режимах — презентациях, представлениях, сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой навигации «назад — вперёд»). Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (имеются в Интернете и продаются на CD). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиа-представлением. Мультимедиа-представление — творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиа-технологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования, черчения, видео- аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью программы PowerPoint. При этом используются: - сочетание текстовой информации и графических изображений; - псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.); - звуковые эффекты для сопровождения учебной информации; - цветовая палитра для окраски изображений; - переход от статических изображений к динамическим. Часть материала может переноситься в формат гипермедиа. Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни (например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных сред для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру. Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных. Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:
Учитель задаёт программисту задачи по сортировке и обработке данных с помощью статистических процедур и выполняет функции по введению в компьютер базы данных:
Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM. Это, например, такие продукты, как «HyperMethod», «Distance Learning Studio» и другие. В них предусмотрены максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении учителю, преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрёстных гипертекстовых связей. Необходимо сделать эти программные средства доступными для школы и учителя. | |
Переглядів: 2084 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |