Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Інноваційні технології навчання [ Додати статтю ]

Учитель проектирует компьютерный урок/ (Продолжение)

Продолжение

Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, со­гласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы — 10—15 минут, средней ступени — 20-25 минут, старшей ступени — 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.

Сейчас издательства «С-1», «Кирилл и Мефодий», «Интерсофт» и другие выпускают различные мультимедийные продукты: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, энциклопедии и т.д. Это хорошее подспорье в преподавании, но часто они не могут быть компьютерным дополнением к текстовому школьному учебнику, так как не всегда с ним согласованы и требуют адаптации к школьным программам.

Поэтому особенно интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самим преподавателем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.

При подготовке к компьютерным занятиям учитель просматривает и оценивает все информационные ресурсы и данные программного (мультимедиа) продукта, составляет выборку из программного продукта, создаёт авторскую обучающую программу с дикторским текстом, музыкальным сопровождением, статическими иллюстрациями, видеовставками, интерактивным взаимодействием учащийся — компьютер; с включением материалов из сети Интернет (РИОР).

К программным средствам обучения относятся обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ, автоматизированные библиотеки, методические материалы для учителя, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).

При подготовке к компьютерным занятиям учитель должен освоить элементарные пользовательские умения, изучить, программные возможности мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ на CD-ROM и практически освоить их использование, уметь создавать простейшие компьютерные мультимедийные обучающие продукты доя сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Банки мультимедийной информации выпускаются фирмами на CD-дисках (например, энциклопедии, словари, путешествия и др.) и могут создаваться учителям на компьютере (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные с разных дисков, книг, кинофильмов, теле передач и т.д.). Отобранная информация складывается в соответствующих ячейках — файлах, легко сортируется.

Выступая, учитель демонстрирует на экране план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объёмные модели, мультипликацию). Одновременно могут звучать музыка, комментарий к изображению, звуковая дорожка видеофильма. Для проведения выступления с использованием мультимедиа необходимы экран и специальный («мультимедийный») проектор, подключённый к компьютеру.

Типичная структура электронного учебника представлена на рисунке 3.

 

Мультимедиа фрагменты, аудио- и видеоматериалы

Письменные
задания

Хрестоматии, глоссарии,
справочники

Навигатор:
оглавление, вводный раздел, цели и план модуля

Задачи, примеры
и иллюстрации

Вопросы для интерактивного изучения

Практикум, тесты для самопроверки

Основной
содержательный текст

Применение знаний на практике

Индивидуальный опыт

 

 

Рис. 3. Структура электронного учебника

Для составления собственных обучающих и контролирующих курсов учителю необходимо иметь программную среду, позволяющую это сделать без особых усилий. Сейчас существует несколько таких сред, ориентированных на создание обучающих и контролирующих курсов: КАДИС, АДОНИС, УЧЕНИК — УЧИТЕЛЬ для DOS или DELPHI и VISUAL BASIC для WINDOWS.

В Windows имеется группа специальных подпрограмм, «приделок», «рисовалок», «смотрелок», которые позволяют разнообразно использовать обучающий продукт, но в заданных самим учителем режимах — презентациях, представлениях, сценариях (например, просмотр содержания электронного учебника в соответствии с заданной схемой навигации «назад — вперёд»).

Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (имеются в Интернете и продаются на CD). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиа-представлением.

Мультимедиа-представление — творческая работа, в которой задействуются несколько мультимедиа-технологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования, черчения, видео- аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью программы PowerPoint. При этом используются:

-  сочетание текстовой информации и графических изображений;

-  псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.);

-  звуковые эффекты для сопровождения учебной информации;

-  цветовая палитра для окраски изображений;

-  переход от статических изображений к динамическим.

Часть материала может переноситься в формат гипермедиа.

Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни (например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных сред для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру.

Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных.

Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:

  • определение показателей обучаемых по областям (тесты, анкеты и др.), средних показателей класса, результатов прохождения отдельных разделов учебного курса;
  • реагирование на ошибки;
  • предложение помощи в случае повторных ошибок;
  • выдача промежуточных результатов;
  • установление рейтинга обучаемого в группе;
  • мониторинг (систематическое накопление) информации и др.

Учитель задаёт программисту задачи по сортировке и обработке данных с помощью статистических процедур и выпол­няет функции по введению в компьютер базы данных:

  • об обучаемом (его фамилия, анкетные данные, демографические характеристики);
  • о школе, периоде обучения и учебном предмете;
  •  об учебной программе;
  • о результатах процесса обучения и развития конкретных учащихся и др.

Сегодня на российском рынке имеются пакеты программ, предназначенных для быстрого и эффективного проектирования мультимедийных электронных презентаций, представлений учебников на CD-ROM. Это, например, такие продукты, как «HyperMethod», «Distance Learning Studio» и другие. В них предусмотрены максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении учителю, преподавателю, разработчику различных вариантов готовых прототипов курсов, встроенных интерактивных тестов и средств общения, библиотека шаблонов и автоматическое создание перекрёстных гипертекстовых связей.

Необходимо сделать эти программные средства доступными для школы и учителя.

Категорія: Інноваційні технології навчання | Додав: Veronika (28.11.2010)
Переглядів: 2084 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!