Каталог статей

Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання [ Додати статтю ]

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ 
комплекс релаксационных, коммуникативных и развивающих игр и упражнений 

Буклет 
составлен психологической службой города 
(г. Краматорск, 2001) 

Введение
При поступлении в школу у всех первоклассников встречаются определенные трудности. Для многих камнем преткновения становится учебная деятельность Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе. Неуверенность может перейти в агрессию, озлобленность на тех, кто постави л в такую ситуацию и лишил поддержки.Другим не дались отношения со сверстниками, учителем.

Релаксационные игры и упражнения

I «Штанга»
Дети представляют, что они поднимают, «тяжелую штату» - наклоняются, берут, поднимают. Руки напряжены Затем бросают ее и расслабляются. Повторить 3-4 раза.
2. «Жук»
Дети сидят, руки опущены вдоль туловища Затем поднимают руки в стороны, отводят их назад, делают вдох. Выдыхая, показать как жужжит жук, одновременно спуская руки вниз. "
3. «Шину прокололи»
Сделать вдох (надули шину) и. выдыхая воздух, показать, как медленно проходит воздух сквозь прокол в шине.
4. «Цветок»
Дети встают в тесный круг, берутся за руки, наклоняются, руки вытягивают вниз вперед - бутон цветка. Затем бутон раскрывается - дети медленно выпрямляются, поднимают руки вверх, наклоняются спиной назад, руки отводят в стороны. Дунул ветерок - закачались вправо, влево, повторить 2-3 раза.
5. Игра «Капитан»
Взрослый говорит: «Представьте себе, что вы на корабле. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» вы изображаете хорошую погоду. При словах «Буря» дети начинают создавать шум. Одни ребенок находится в центре - он капитан. Он должен перекричать «бурю»: «Я не боюсь бури, я смелый и сильный!». (Игра также повышает самооценку, развивает уверенность в себе).
5. Игра «Клубочек»
Дети передают друг другу клубочек и рассказывают при этом что-нибудь о себе, какие-либо истории, сказки, говорят комплименты тому, у кого клубочек.
6. Игра «Пары»
Дети разбиваются на пары (примерно одного роста), удерживают при помощи рук между лбами листок бумаги. По сигналу в произвольном направлении они двигаются под музыку по залу или приседают и встают; разговаривать нельзя. Если листок упал - застывают на месте.
7. Игра «Помоги козленку»
Ведущий предлагает ситуацию: «Вы - лесные звери. Однажды на опушке вы увидели маленького козленка со сломанной ножкой. Что надо сделать?» Разыгрывается пантомимикой 3-4 варианта. (Игра развивает чувство жалости).
8. Игра «Передай по кругу»  
Дети идут по кругу и передают пантомимой горячую картошку, ледышку, бабочку и т .д.
9. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Учитель встает с детьми в центре комнаты и дает им установку: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование: кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть каждый попробует порычать от души». Учителю следует ' поощрять детей.
Второй вариант игры: дети строятся в затылок друг другу, положив руки а плечи стоящего впереди. Установка: «Вы - паровоз!». Дети начинают двигаться по комнате с пыхтением и свистом. В роли паровоза должен побывать каждый ребенок и каждый раз «поезд» должен двигаться все более быстро. В конце может произойти «крушение»: все валятся на пол и смеются. (Игра также снимает напряжение)
10. Игра «Хоровод»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, могут пожелать друг другу всего хорошего и т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Развитие произвольного внимания, умение логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, расширение словарного запаса.

1. Игра «Футболист»
«Внимание? Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он выйдет на средину комнаты Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста будет словами веста его к мячу и объяснять, что нужно сделать, чтобы попасть точно по мячу»
Рекомендации: нужно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребенок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами
Игра проходит не более четырех раз. Затем выбираются лучшие футболисты и их направляющие. Игру можно повторять, на следующем занятии, привлекая других детей в качестве водящих.
2.Игра «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предает, а затеи вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребенок мог придумать слово, находящееся между двумя этими словами и служившее как бы «переходным мостиком» между ними. Дети отвечают по очереди.
Рекомендации: дети сначала могут не понять этого задания. Нужно привести детям несколько примеров. Так, для слов «гусь» и «дерево» (картинки с этими словами показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова «летать» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и. т. д. Если после приведенных примеров ребенок затрудняется все же ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу. В конце игры нужно отметить. кто из детей смог быстро, правильно справиться г заданием.
3.Игра «ЗАПРЕТНЫЙ номер»
Выбирается определенная цифра, ; например 4 - запретная. Дети встают в круг по часовой стречке и начинают по очереди счет: 1,2,3... Когда дохода очередь до четвертого ребеика, он не произносит цифру 4, а хлопает и ладоши (один раз).
Рекомендации: в ходе дальнейшею счета, как только встречается число, содержащее четыре вместо этого числа нужно сделать хлопок. Если дети успешно справляются с этим заданием, можно изменить уровень игры и в качестве запретных цифр дать набор цифр между которыми существует какая-то логическая связь. Например, если считают до-25 (числа 2.4.6.8.10.12.14.16.18.20, 22, 24)
4. Игра «СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ».
Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок: «Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться?» Как только ведущий кончает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достается стул.
Рекомендации: не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончился стирок, запрещается детям спихивать друг друга со стула; если ребенок первый занял стул его нельзя трогать.
5. Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ».
Надо выбрать по одному водящему из каждой команды (т.е. предварительно группу нужно разбить на две команды). Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету, а водящие этих команд гладят на те предметы, которые дети кладут на стол, пытаются запомнить, кто из тех детей какой предмет положил на стол и в какой последовательности.
Рекомендации: в каждой команде должно быть не больше 6 человек. В конце игры подводят итог, кому из ребят удалось дать наибольшее количество верных ответов, т. е. кто из водящих оказался наблюдательнее всех. Эту игру можно включать в последующие занятия группы.
5. Игра «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг, друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия.
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищая от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья' почувствовали внутри себя бодрость и радость жизни». .
6. Игра «Волшебный сон»
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Нагни руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
. Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
\Напряжение улетело, и расславлено все тело,
Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас - ручки теплые у нас.
Жарче солнышка сейчас - руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое состояние покоя.

Коммуникативные игры и упражнения

1. Игра «Дождь в лесу» (см. релаксационный комплекс).
1. Игра «Цветок» ( см. релаксационный комплекс).
2. Игра «Зеркало».
Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети полукругом вокруг него. Водящий показывает движения, а «зеркала» (дети) тотчас же повторяют это движение... Водящему разрешается показывать разные движения. В роли водящего должны побывать все желающие .(Игра также развивает наблюдательность).
5. Игра «Закорючка». ,
Каждый играющий поочередно рисует на общем листе бумаги закорючку, завиток, чтобы в итоге получился образ. (Игра также снимает напряжение).

Развитие памяти, внимания, умение устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса.

Игра «Поиск аналогий».
Называется какой - нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения материала, из которого изготовлены предметы, отнесение предметов к одному классу и т. п.
Вариант 1 - вертолет.
Вариант 2 - кукла
Вариант 3 - земля.
Вариант 4 - арбуз.
Пример по варианту 2: кукла - погремушка, плюшевый мишка (игрушки)- кукла – чашка тарелка (фарфор); кукла-телефон, футляр (пластмасса) } "

Развитие памяти, внимания, умение устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса.

Игра «Поиск аналогий».
Называется какой - нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения материала, из которого изготовлены предметы, отнесение предметов к одному классу и т. п.
Вариант 1 - вертолет.
Вариант 2 - кукла
Вариант 3 - земля.
Вариант 4 - арбуз.
Пример по варианту 2: кукла - погремушка, плюшевый мишка (игрушки)- кукла – чашка тарелка (фарфор); кукла-телефон, футляр (пластмасса)
Категорія: Різні аспекти цього питання | Додав: (01.06.2013)
Переглядів: 2060 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!