Каталог статей
Головна » Статті » Дитина та комп'ютер » Комп'ютер у сучасному житті | [ Додати статтю ] |
Компьютер бесполезен! Такой приговор вынесли в Британии Иначе как сенсацией не назовешь вынесенный на днях приговор чуду нашего времени — компьютеру. Заключение крупнейшего исследования, проведенного в Британии на предмет использования компьютера для учебных целей, подводит к однозначному выводу — бесполезный. Британское Королевское экономическое общество провело в целом ряде европейских стран изыскания о коэффициенте полезного действия компьютера в качестве учебного инструмента. В том, что этот инструмент в высшей степени эффективен, сомнений, кажется, не было до последнего времени ни у кого. Иначе программы обучения в британских школах не стали бы превращаться в дигитальные, а компьютер не вытеснил бы потихоньку учебники, да и саму школьную доску из класса. Оказывается, обольщаться на его счет поспешили. Результаты исследования свидетельствуют, что чем меньше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем лучше их результаты в контрольных работах по родному языку и математике. Королевское экономическое общество выступило посему с заявлением, гласящим следующее: «Несмотря на многочисленные заявления политиков и разработчиков программной продукции, имеющиеся данные свидетельствуют, что использование в школах компьютеров не приносит пользы в повышении базовых навыков чтения и счета». Ученые пришли в ходе этого исследования к однозначному заключению, что в школах, которые до зубов вооружены компьютерами, ученики показывают худшие результаты, нежели там, где компьютеров негусто. Почему же? Оказывается, потому, что компьютеры подменяют собой и не дают продвигаться другим, более эффективным формам обучения. Н-да... А куда же, спрашивается, были выброшены огромные деньги, уж не на ветер ли? На компьютеризацию государственных школ британское правительство уже потратило, страшно сказать, 2,5 млрд. фунтов стерлингов, или почти 5 млрд. долларов. Дополнительные 1,5 млрд. фунтов были обещаны на дальнейшую компьютеризацию школ в только что обнародованном бюджете страны на предстоящий финансовый год. Вера в компьютеры была до самого последнего часа столь непоколебима, что такой показатель, как число компьютеров на «душу» учащегося, стал одним из главных при определении «продвинутости» школы, да и успехов страны на поприще образования в целом. В частности, этим показателем пользовались в своих сравнительных анализах и в своих рейтингах образовательные отчеты от OECD (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию). Британское правительство исходило из того, что компьютер есть ключ к персональному обучению и что посему он должен быть внедрен в преподавание каждого предмета. Однако исследование Королевского экономического общества, чей авторитет и экспертиза выше подозрений, пришло к заключению, что чем меньше ученики пользуются компьютером, как в стенах школы, так и дома, тем выше их результаты, во всяком случае, по таким ключевым предметам, как математика и языковая грамотность. Однако сюрпризы на этом не кончаются. Еще одно заключение того же исследования режет под корень и другое устоявшееся убеждение: оказывается, доблестное владение компьютером влияет на шансы успешного трудоустройства и успешного заработка не более чем умение пользоваться телевизором или карандашом. Посему вывод исследования гласит, что образовательные власти и все те, на чьих плечах лежит ответственность за разработку политики и принципов деятельности современной школы, должны четко уяснить, что академическое знание и постижение этих знаний нельзя уравнивать с «глядением» в компьютерный экран. Точно так же, как смотреть телевизор дома не означает учиться. Заключение подводит также к тому, что в своей одержимости компьютером школы зашли слишком далеко и что информационные технологии занимают сегодня слишком много времени как у преподавателей, так и у самих учащихся. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Лондон Комментарий Алексей МУРАНОВ, координатор программы отдела информатизации системы образования НФПК: — На мой взгляд, полезным или бесполезным может быть содержание или методики использования компьютера в школе. Любой учебник ведь тоже может быть бесполезным или малополезным для школьника, который не хочет учиться. К сожалению, компьютер в школе далеко не всегда используют по назначению, а в руках педагогов, не владеющих ИКТ, он может легко превратиться в ненужную железку. Исак ФРУМИН, координатор образовательных проектов Московского представительства МБРР: — В мире проводится много исследований, оценивающих эффективность компьютерных технологий в достижении образовательных результатов. Если говорить о навыках счета и базовой грамотности, то совершенно очевидно, что использование компьютера не ведет и не должно вести к улучшению этих показателей. Вспомним старшее поколение, которое в школе училось арифметике на счетах. Если провести анализ современной ситуации, то можно с ужасом обнаружить, что сегодня практически никто не умеет считать на счетах и логарифмической линейке. Ну и что? Это факт бесспорный, как и то, что с изобретением самолетов люди стали меньше ездить на лошадях. В исследованиях Британского королевского экономического общества видна ностальгия. Приходится согласиться с тем, что новое поколение будет хуже считать устно, но вопрос теперь стоит так: а что оно делает лучше? Есть и другие данные. Например, исследования, проведенные организацией экономического сотрудничества и развития, показывают, что с увеличением использования компьютера в школе общая грамотность детей повышается. Ольга Дмитриева Лондон © «Учительская газета» №14 (10043) | |
Переглядів: 1975 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |