Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Гурткова робота [ Додати статтю ]

Кружок «Секреты вежливости»

Кружок «Секреты вежливости»

 

Авторская программа кружка для начальных классов

                                                                                  

Возраст детей:7-10 лет

Срок реализации программы 1 год.

 

Пояснительная записка.

 

Современная программа по русскому языку для начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения. Забота об этом переложена целиком на школу. Поэтому важно получение учащимися начальной школы навыков речевого этикета.

Данная дополнительная программа позволит расширить кругозор, развить социокультурные компетенции обучающихся, использовать теоретические знания на практике, раскрывать нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.

 

            Речевое общение — это  обмен информацией (текстами), в таком обмене действуют, по крайней мере, двое — передающий и воспринимающий. Поэтому, в процессе общения, мы оцениваем речевые взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами языковые средства и тактику речевых ходов. В сущности, в любой речевой деятельности, так или иначе, происходит общение: читая научную статью или рассказ, мы «общаемся» с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

Язык этикета, в том числе речевого нужно специально изучать.   Практическое     применение   речевого этикета в повседневной жизни, особенно в общении со сверстниками является актуальной в современном мире этой проблемы в работе учителя начальных классов и семейном воспитании делает интерес к данному вопросу неисчерпаемым. Это определяет актуальность  данной образовательной программы.

Цель программы: формирование устойчивых навыков к саморазвитию, самопознанию  применения речевого этикета в общении.

Задачи:

- воспитание культуры поведения;

-формирование у школьников навыки грамотного письма,

правильного произношения и словоупотребления, способствовать более прочному и сознательному изучению русского языка;

- развитие навыков самостоятельной работы над познанием Родного слова и над своей речью.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программой является то, что общение — сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией — со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой — со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров, и др.; этнографией — со стороны национальной и групповой специфики общения.

С раннего возраста необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости.

 Работа по изучению речевого этикета должна вестись планомерно в течение всего периода обучения. Это является неотъемлемой потребностью, которые не только формируют у школьников навыки грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.

 

 

Программа направлена на возрастную группу детей от 7 до 10 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы проведения дополнительной образовательной программы является: беседы, ролевые игры, конкурсы, диспуты, практические работы, КВН, викторины.

Программа содержит 3 раздела, 35 тематических часов.

Каждая тема содержит различные формы контроля (тесты, ролевые игры, практические задания).

         Программа заканчивается театральным представлением "Простые слова"

 

Учебно-тематический план.

                                               Название темы                                                     Всего35

          1. Речь. Техника и     выразительность речи (11 часов)

 

  1. Речь. Для чего она нужна? Понятие о речевом этикете.                                  1
  2. Общение – общительный человек. Твоя общительность.                                1
  3. Устная и письменная речь. Техника речи: дыхание, голос, дикция.               1

Скороговорки.

  1. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.                                               1
  2. Богатство речи. Слово, его значение. Работа с толковым словарём.               1
  3. Выразительность речи. Многозначные слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов.                                                                                               1
  4. Конструирование образных выражений.                                                             1
  5. Точность речи. Синонимы. Антонимы.                                                               1
  6. Сопоставление родственных слов и синонимов.                                                1
  7. Обобщение по разделу «Речь и её значение в жизни».                                      1
  8. КВН «Говорите правильно»                                                                                  1

 

2. Культура общения(14 часов)

       12. Как мы обращаемся друг к другу. «ТЫ и ВЫ»                                                   1

13. Вежливое обращение. «Слово это тоже поступок»                                           1

14. Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.                                   1

15. Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.).                                                                                                                     1

16. Разговор по телефону. Культура общения через Интернет.                              1

17. Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям.                                                                         1

18. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.                                            1

19. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.                                    1

20. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ (в просьбе). Способы выражения согласия.                                                                                                                 1

21. Приглашение, поздравление (устное и письменное).                                        1

22. «Мы – хорошие друзья». Культура общения.                                                      1

23. «Культура общения». Изобрази и расскажи.                                                       1

24. Общение в форме спора.                                                                                        1

25. Какую речь хочется слушать?                                                                               1

Текст (10 часов)

26. Тема текста и опорные слова. Заглавие текста.                                                   1

27. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.                               1

28. Определять тип текста в простейших случаях: устный (звучащий) – письменный; повествование, описание, рассуждение.                                                                1

29. Деловое и художественное описание.                                                                     1

30. Творческие текстовые упражнения (преобразование в предложение и предложение в текст).                                                                                                                         1

31. Газетно – публицистический стиль. Знакомство с основными газетно – публицистическими жанрами.                                                                                 1

32. Сочинение заметок в газету.                                                                                     1

33. Деловая игра: вёрстка газеты.                                                                                   1

34. Эпистолярный жанр.                                                                                                  1

35. "Простые слова". Театральное представление                                                        1

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа состоит из трёх разделов.

1.     Речь. Техника и выразительность речи.

2.     Культура общения.

3.     Текст.

 

Речь. Техника и выразительность речи (11 часов).

       На занятиях проводится знакомство с  основными качествами речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

Для тренировки техники речи (дыхания, голоса и дикции) учащиеся на первых занятиях знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого занятия проводятся речевые гимнастики. Речевая гимнастика включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительности речи. Разучивания стихотворный текст, проводится работа по четкости произношения, соблюдения норм дыхания, голоса и дикции при чтении, а также яркого, эмоционального исполнения.

        В рамках данного блока предусмотрено знакомство с основными лексическими понятиями: слово, значение слова, многозначные слова, слова – «родственники», слова –  «друзья» (синонимы), слова, противоположные по значению (антонимы). При этом сообщение обучающимся минимума теоретических сведений не является самоцелью, а лишь средством, с помощью которого предполагается решение практических задач: формирование разнообразных лексических умений и навыков.

       Итоговым занятием данного блока является диспут «Какую речь хочется слушать?».

 

 

Культура общения (14 часов).

   Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Занятия, открывают детям разнообразный мир общения, знакомят с его формами (словесными и несловесными, устными и письменными, реальными и условными).      Ребятам предлагаются  речевые ситуации, построенные на игровом, занимательном материале, просто и доступно рассказать о целях и средствах общения людей. 

 

         

Текст (10 часов).

   Центральное понятием программы является «текст». Это объясняется тем, что задача формирования у детей полноценных умений в области построения текстов различных видов будет центральной, объединяющей все направления речевой работы. В программе предусмотрено знакомство с основными текстовыми понятиями: текст, тема и основная мысль текста, план текста, заголовок, а также с отличительными признаками текстов различных видов. На этой основе у учащихся формируются первоначальные текстовые умения и навыки.

    В программе – предусмотрено изучение разных сторон языка, формирование

      практических речевых умений и навыков в рамках каждой темы.

 

Литература.

1.Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.,1990.

2.Акишина А.А.,Формановская Н.И. Русский речевой этикет.- М., 1978.

3. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- Саратов, 1983.

4. Гольдин В.Е. Обращение: Теоретические проблемы. – Саратов, 1987.

5.Дубова Н.К. Дидактическая игра «Иду в гости» //Начальная школа. - 2001. -№11. -С. 93-94.          

6.Коготкова Т.С. Как обратиться к родителям // Русская речь. – 1981.- №1.

7.Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. – Л., 1988.

8. Колтунова М.В. Господа – граждане – товарищи – господа // Русская речь. – 1998. - №2.

9.Кронгауз М.А. Изменения в современном речевом этикете // Жизнь языка. – М., 2000. – с.263 – 268.

        
Горбачева Лариса Александровна, СОШ №1 р.п. Мокроус  Фёдоровского района Саратовской области
Театральное представление "Простые слова" находится тут: http://teacher.at.ua/publ/teatralnoe_predstavlenie_quot_prostye_slova_quot/20-1-0-6241 
Категорія: Гурткова робота | Додав: [ADM]Irina (26.11.2010)
Переглядів: 4503 | Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!