Дерновая Ирина Витальевна
библиотекарь Мангушской ош №1
Мангушский район
Донецкая область
«В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ»
Литературный конкурс для учащихся начальных классов
Цели:
- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к систематическому чтению; пропаганда библиотеки.
- показать приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.
Участники:
Учащиеся, родители, классный руководитель, библиотекарь школы.
Подготовительная работа:
Подготовка конкурсных заданий ;
Разработка интерактивной викторины;
Составление памятки для учащихся и родителей;
Оборудование:
1. Цифровой проектор
2. Экран
3. Презентация «Памятники литературным героям»
4. Книжная выставка «Выставка уникальных книг»
Ход конкурса
Вставка «Читайте, читайте»
Ученик. Здравствуйте!
Библиотекарь: Здравствуйте!
Вместе: Добрый день!
Библиотекарь: Если вы пришли сегодня, значит, вам читать не лень
Ученик: Бумажный кораблик по имени « Книга»
Не хуже корвета, фрегата и брига
Меня увлечет в океаны мечтаний,
Где щедро откроет сокровища знаний.
Готовы нести меня в дальние страны
Рассказы и сказки, стихи и романы.
Страниц паруса наполняются бризом
Историй талантливых, полных сюрпризов.
А я командор экспедиции – чтения.
Поплыли со мною искать приключенья
Библиотекарь: Добрый день, дорогие книголюбы! Именно так мне хочется обратиться к вам, наши юные гости. Сегодня в этом зале присутствуют читатели , которых объединяет любовь к книге. Я рада приветствовать так же наших гостей и моих уважаемых коллег на празднике «Супер читатель 2016»!
Ребята, у каждого из вас есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то – свой День рождения. Скажите, пожалуйста, а у книг есть праздники? Да, есть. Что же это за праздник такой, спросите вы. Ни в одном календаре он не отмечен. А праздник этот очень необычный!
В конце марта, в дни весенних каникул, в начале апреля (как у нас) все ребята нашей страны справляют именины. А виновники этого торжества - наши верные друзья- книги. Целую неделю длится этот праздник. Ежедневно происходят важные события. Устраивают книжные выставки, базары, читательские конференции и веселые представления, приходят любимые герои книг. Ребята участвуют в литературных викторинах, конкурсах.
Первый раз этот веселый праздник был устроен в 1943 году. Продолжался он всего 1 день и участвовали только москвичи и ленинградцы. Но уже на следующий год длился неделю, и его стали устраивать во всех городах и деревнях. Во время одного такого праздника, на его открытии перед ребятами выступил писатель Лев Кассиль. Начал он так: «Дорогие ребята, поздравляю вас с днем Книжкиных именин!» С тех пор Неделю детской книги стали называть Книжкиными именинами.
Вставка «Книжкина неделя»
Ученик: В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки –
Пусть герои оживут!…..
Библиотекарь: Итак, на море-океане, не на острове Буяне, а в самом, что не на есть обычном городе, жил да поживал мальчик, по имени Вовка. И всем-то Вовка хорош, да вот беда, лентяем был. Целыми днями, только что и делал, что на диване лежал, да мечтал. И услышал он однажды, что приближается какая-то Книжкина Неделя, где Королева Книги награждает лучших читателей. Захотелось и Вовке лучшим читателем Книжного государства стать. Как только он об этом подумал, тот час со звоном откинулась крышка ларца, и выскочили оттуда два молодца, одинаковых с лица. И спрашивают его «Что новому хозяину надобно? Все желания исполним.». А помните, что им ответил Вовка?….
А давайте-ка спросим это у него самого…..Вовка у нас сегодня в гостях….
Входит Вовка
Вовка: Здраствуйте! Да, они мне предлагали исполнить все мои желания. Ха, и думаете исполнили? Мне самому всё пришлось делать и дрова колоть и тесто месить. А пирожные, мороженое и торт они сами съели
Библиотекарь: Вова, а я тоже могу исполнить любое твоё желание
Вовка: Любое! А вы не шутите? (задумывается, чешет затылок) Хочу в путешествие! Хочу сокровища найти!
Библиотекарь; Хорошо.Закрой, пожалуйста, глаза. (Звучит волшебная музыка)
Вовка: (оглядывается)Куда это я попал?
Библиотекарь: В книжное царство, мудрое государство! Сделать тебя лучшим читателем мне не по силам! Ты сам должен постараться! Но хочу предложить тебе увлекательное приключение в поисках сокровищ. Предупреждаю заранее, что впереди тебя ждут испытания!
Вовка: Ну вот, опять испытания! А можно я друзей с собой позову? Они книжки читать любят!
Библиотекарь: Можно. Давай с ними познакомимся! Вместе с Вовкой на поиски сокровищ отправляются: ученики 4 класса Токарь Руслан, Гамалий Елизавета. Глушкова Елизавета, Вебер Валерия, Токарь Ева.
Вовка. Можно отправляться в путешествие!
Библиотекарь. Постой! Мы же забыли представить наше уважаемое жюри. Оценивать выступления наших ребят сегодня будут
Библиотекарь: Сокровища отыскать непросто. Начинаем поиск сокровищ с острова Знакомств. Участники расскажут о своей читательской биографии. Конкурс оценивается по 5-тибальной системе.
Слово жюри.
Библиотекарь: А сейчас мы оказались в бухте «Библиотечный эрудит». На предложенное утверждение ребята должны ответить «ДА», если они согласны с утверждением, «НЕТ», если не согласны. За правильный ответ – 1 балл.
Библиотекарь зачитывает вопросы)
• оглавление - это перечень глав или других составных частей книги? ( Да)
• читательский формуляр – это дневник, в который проставляют оценки за технику чтения (Нет. Это карточка, в которую записывают выданные читателю книги)
• книги в нашей библиотеке выдаются на дом на целый месяц? (нет, на 20 дней)
• мы можем узнать автора и название книги, только взглянув на обложку? (да)
• научно-познавательные книги расширяют наши знания о науке, технике, искусстве? (да)
• иллюстрации имеются в каждой книге? (нет)
• книги в библиотеке располагаются на стеллажах? (да)
• все библиотечные книги можно взять домой из библиотеки? (нет, из читального зала книги не выдаются)
• абонемент – это отдел библиотеки, где книги выдаются на дом пользователям? (да)
• книги на стеллажах расположены по инвентарным номерам( нет, по содержанию, в алфавитном порядке)
Слово жюри.
Библиотекарь:
Наш юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей!
В заветный час они тебе помогут,
Найти мечту и сделать жизнь светлей!
Мы с вами оказались на «Сказочном архипелаге»». Мы узнаем, как хорошо наши ребята знают сказки. За полный правильный ответ – 3 балла.
(автор 1б ,название 1б,персонаж 1б.)
Библиотекарь:
1.Этот герой жил на Большой Пирожковой улице, дом 15, корпус Ы, звонить три с половиной раза. Работал он в зоопарке. Назовите имя героя.
(Крокодил Гена из сказки «Крокодил Гена и его друзья
Э. Успенского)
2 Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин - мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник.
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник - медвежонок ...
А.Милн. Винни-Пух «Винни Пух и все, все, все»)
3 Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
(А. Толстой. Буратино «Приключения Буратино».)
4. «Этот малыш носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу, сочиняя разные небылицы и всем рассказывал»
(Н. Носов. Незнайка «Приключения Незнайки и его друзей»)
5. «… днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит»
(Пушкин А. Царевна - Лебедь « Сказка о царе Салтане»)
6 Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Ш. Перро. Золушка)
7. Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка жила.
Угадайте, кто она?
Дюймовочка. Андерсен)
8. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Кто эта девочка? Из какой сказки?
( Падчерица. С.Маршак. Двенадцать месяцев)
Библиотекарь А сейчас Литературный залив. У вас следующее задание Вы получаете карточки, где есть только одно название произведения , 2 автора и несколько героев книг.
Нужно определить автора и героев этого произведения. Лишнее убрать .
На выполнение задания – 2 мин.
1 Осел, кот, сапоги, людоед, Ш.Перро, «Кот в сапогах», Крокодил Гена, домовенок Кузька, Успенский
2. Муха, тараканы, комарик, блошки, К.Чуковский, «Муха-Цокотуха», С.Маршак, Буратино, домовенок Нафаня.
3. Девочка, домовенок Нафаня, Лешик, Баба-Яга, Т.Александрова, « Домовенок Кузька», А.Толстой, Карабас-Барабас, Винни-Пух
4. Таня, Ваня, акула Каракула , К. Чуковский, « Бармалей», горилла, С.Михалков, Карлсон, лиса Алиса
5. Черепаха, кот Базилио, столяр Джузеппе, пудель Артемон, А.Толстой, «Приключения Буратино», А.Милн, Золушка, бабушка Федора
Вопросы для второй команды.
1 Принц Лимон, синьор Помидор, графини Вишенки, сеньор Тыква, Дж.Родари «Приключения Чиполлино», Дуремар, Ш.Перро, Мальвина.
2. Денис Кораблев, Мишка, Н.Носов, Э.Успенский, Гусля, Синеглазка, Торопыжка, « Приключения Незнайки и его друзей», Пончик,
3. Эуспенский, «Дядя Федор, пес и кот», Матроскин, Шарик, корова Мурка, Печкин, А. Пушкин, доктор Айболит, мальчик Луковка
4. П.Ершов, « Конек-Горбунок», Иван-дурак, Жар-птица, Рыба Кит, царь, девочка Пеппи, Братья Гримм, ослик ИА
5. Андерсен, « Дюймовочка», ласточка, эльф, крот, женщина, В.Драгунский, царь Гвидон, Незнайка
Обзор литературы с «Выставки уникальных книг»
Слово жюри.
Библиотекарь: И, наконец. Пик «Читатель 2016». Перед вами игровое поле, состоящее из пяти разделов. В каждом по 5 вопросов. Каждый вопрос имеет свою цену. Правильно ответив на вопрос, вы зарабатываете себе баллы. Пять категорий по пять вопросов.
В гостях у сказки
1балл. Летела стрела и попала в болото, и в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей, сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2балла. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
3балла. Сколько человек убирало урожай в сказке «Репка»? (три)
4балла. Кто из героев Андерсена смастерил этот горшочек? Горшочек был весь увешан бубенчиками, и когда в нем что-нибудь варили, бубенчики названивали старую песенку:«Ах мой милый Августин,все прошло, прошло, прошло!»
5 баллов. В какой сказке Андерсена утка стала приемной матерью прекрасного лебедя? («Гадкий утенок»)
«Денискины рассказы»
1 балл. Назовите фамилию Дениски, героя рассказов Виктора Драгунского. ( Кораблев)
2 балла. Какой вес надо было иметь, чтобы получить подписку на журнал «Мурзилка»? (Ровно 25 килограммов).
3 балла. Из чего была сварена каша, при помощи которой тайное стало явным в одном из рассказов Виктора Драгунского? (Из манной крупы)
4 балла. За какой карнавальный костюм Дениска получил приз на новогоднем празднике? (Кот в сапогах)
5 баллов. Назовите фамилию лучшего друга Дениски Кораблева.
(Мишка Слонов)
Веселая компания.
1 балл. В каком рассказе Николая Носова герои доставали воду из колодца с помощью рыболовной лески и кружки? («Манная каша»)
2 балла. Кто пугал ребят в рассказе Н. Носова «Тук-тук-тук»? (Ворона)
3 балла. Какую награду получили ребята в рассказе «Огородники»? ( знамя)
4 балла. Как звали ученика, который решал задачу и одновременно пытался слушать радио? (Федя. «Федина задача»)
5 баллов. В одном из рассказов Носова герои Костя и Шурик сначала лепили из этого зверей, а потом потеряли это в кинотеатре. (Замазка)
Незнайка и все, все, все…
1 балл. Как назывался город, в котором жили коротышки? Цветочный город)
2 балла. При помощи какого инструмента коротышки собирали грибы? (Пилы)
3 балла. Этот коротышка умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Из нескольких таких стекол он сделал подзорную трубу, в которую можно было смотреть на луну и на звезды. Таким образом, он сделался великим астрономом. Назовите фамилию этого коротышки. (Астроном Стекляшкин)
4 балла. Однажды Незнайка захотел научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Долго выбирал и наконец сказал: «Вот хороший инструмент! Громко играет!». Какой инструмент выбрал Незнайка? (Большую медную трубу)
5 баллов. На каком топливе работал автомобиль, который сделали Винтик и Шпунтик? (На газированной воде с сиропом)
Бюро находок
1 балл. Ореховая скорлупа (Колыбель Дюймовочки)
2 балла. Желтый чемоданчик (Желтый чемоданчик доктора из книги С. Прокофьевой «Приключения желтого чемоданчика»
3 балла. Клетчатый передник. (Клетчатый передник ведьмы из сказки Андерсена «Огниво»)
4 балла. Плюшевый мишка. (Плюшевый мишка Дениски Кораблева из рассказа В. Драгунского «Друг детства» )
5 баллов. Хвост с бантом. (Хвост ослика Иа).
Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
Жюри предстоит непростая работа. Кто же получит почетное звание «Супер читатель -2016»?
Пока жюри подводит итоги, презентация «Памятники литературным героям»
Библиотекарь:
Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте!
Любимые книжки ищите на сайте!
В метро, в электричке и автомобиле,
В гостях или дома, На даче, на вилле –
Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки!
Плохому не учат любимые книжки!
Не всё в этом мире легко нам даётся,
И всё же упорный и мудрый – добьётся
Того, к чему доброе сердце стремится.
Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки!
Библиотекарь: Наконец наступил долгожданный момент. Слово жюри.
Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
В учебе – много творческих побед,
А в жизни – мира и покоя!
Вставка «Книга, старый, мудрый друг»
|