Каталог статей

Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання [ Додати статтю ]

Малышу тяжело учиться!
Малышу тяжело учиться! 

Бубнова К. А.

Конечно же, было бы неплохо обратиться к психологу, чтобы он определил, в чем же именно причина отставания ребенка в учебе. Но ведь каждый родитель и сам может помочь своему малышу!
Увы! Именно это происходит с вашим маленьким школьником. И вам обязательно нужна помощь, советы психолога и учителя, причем немедленные!
Итак, в этой статье речь пойдет о проблеме, с которой сталкивается достаточно большое количество родителей – детям тяжело учиться. Причем не только в школе, но и в домашних условиях, при индивидуальном обучении. Конечно же, неоднократно объясненные родителями или учителем-репетитором правила и "разжеванные” решения задач в конце концов усваиваются ребенком, но на это уходит так много времени! А ведь перегрузки не самым лучшим образом сказываются на здоровье малыша. Шестилетний ребенок обязательно должен отдохнуть после школьных занятий, если захочет – поспать, затем погулять на улице. Если вместо этого малыш вынужден часами заниматься, чтобы усвоить учебный материал, довольно быстро наступает переутомление. Все мыслительные процессы при этом тормозятся, учиться становиться еще труднее. Малыш отстает в учебе все сильнее, недоумевающие родители стараются "работать” с ним еще больше и упорнее, но желаемого результата все нет и нет. Последствия – увы! – плачевны. В лучшем случае у ребенка возникает стойкое отвращение к учебе, в худшем – нервный срыв, болезни.
Что же делать? Чем помочь неуспевающему ученику? Как добиться того, чтобы и школьная программа была усвоена, и здоровье малыша не пострадало? Конечно же, было бы неплохо обратиться к психологу, чтобы он определил, в чем же именно причина отставания ребенка в учебе. Но хорошего специалиста порой найти трудно, а школьные психологи, к сожалению, зачастую просто не в состоянии уделить вам должного внимания. А ведь каждый родитель сам может помочь своему малышу!
Большинство упражнений, с которыми вы ознакомитесь в этой статье, взяты из книги "Как подготовить ребенка к школе”, адресованной прежде всего мамам и папам. Эта замечательная книга написана одним из ведущих специалистов в области подростковой психологии, профессором, заведующим кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Реаном и кандидатом психологических наук Костроминой Н.С., практическим психологом и учителем начальных классов с большим опытом.
Итак, почему же вашему малышу так тяжело учиться? Причин может быть несколько. Рассмотрим подробно каждую из них.
У ребенка плохо развита память
Проверить уровень развития механической памяти нетрудно. Предложите малышу поиграть. Пусть он представит себя, скажем, ведущим детской телевизионной передачи. Для этого нужно хорошо запомнить сказку, чтобы рассказать ее маленьким зрителям. Дайте ребенку установку: "Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, я еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь”. Текст должен быть примерно таким:
Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.
Другие варианты:
Жили-были три девочки: Аня, Лена и Настя. Аня старше Лены, а Лена старше Насти.
Жили-были три мальчика: Саша, Антон и Никита. Саша ниже Антона, а Антон ниже Никиты.
Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5 –6 повторения ребенок с задачей не справляется, механическая память у него развита недостаточно.
Кстати, данный тест широко использовался учителями и психологами, принимавшими первоклассников в школу, еще лет 10-12 тому назад. Он служил также для проверки логического мышления. Даже если малыш так и не смог пересказать слово в слово "сказку”, ему предлагают прослушать ее еще раз, чтобы "отгадать”, кто же из героев самый толстый и самый худенький. (В других вариантах - самый старший и самый младший, самый низкий и самый высокий и т.п.) Ребенок с плохо развитым логическим мышлением определить этого не сможет.
Проверить уровень памяти можно и при помощи следующего теста (его целесообразно предложить ребятишкам постарше). Вы предупреждаете ребенка, что сейчас прочтете слова, а он должен внимательно прослушать их и повторить (начинать повторять нужно, когда закончится чтение всех слов). Слов должно быть 10. Например:
дождь
сад
белка
нога
шар
дом
сын
мел
дверь
зима.
Слова можно повторять в любом порядке.

После того, как вы отметили, сколько всего слов воспроизведено, предложите ребенку прослушать и повторить их еще раз. Результаты запишите. Не забудьте похвалить малыша, если на этот раз он запомнил больше слов. Всего слова прочитываются 4 раза. Результаты теста таковы:
- Если с первого раза малыш повторил не менее 5 слов, после 3-4 раз - 9-10 слов и при каждом последующем прочтении воспроизводит слов больше, чем до этого – у вашего малыша прекрасная память.
- Если с первого раза ребенок запомнил менее 5 слов, после повторений выучил меньше 9 и при каждом последующем прочтении называл не больше слов, чем в прошлый раз - его память нужно тренировать.
Теперь необходимо проверить уровень развития мысленной памяти. Чем он выше, тем легче малышу учиться. Тест "Пиктограмма” помогает узнать, сможет ли ребенок запомнить слова с помощью рисунков. Объясните малышу задание. Вы говорите ребенку слова (словосочетания), а он к каждому из них делает рисунки. Рисовать нужно быстро, необязательно красиво. Главное, чтобы по этому рисунку можно было вспомнить слово или словосочетание и повторить их. Тестирование 6-7 летних ребятишек показало, что не следует брать более 8-10 слов и словосочетаний. Можно предложить такой вариант:
хитрая лисичка
сильный человек
веселый праздник
грузовик
зима
вкусная еда
плачущий ребенок
осенний лес
солнечный день
голодный волк

У некоторых родителей это вызывает недоумение – они не представляют, как сами справились бы с подобным заданием! Но, к счастью, дети не так закрепощены, у них иные представления о том, что возможно сделать, а что нет. Обычно малыши с интересом приступают к работе и с увлечением ее выполняют. Поощряйте своего маленького труженика, пока он творит, даже если "солнечный день” или "хитрая лисичка” вызывают у вас недоумение.
Похвалите малыша за успешно выполненное задание и заберите у него рисунки. Через час-полтора предложите ему вспомнить слова по рисункам и проверьте результаты теста.
1.Если ребенок вспомнил все слова без искажений, уровень осмысленной памяти у него достаточно высокий.
2.Если малыш вспомнит слова, но назовет их с некоторыми неточностями (например, вместо "веселый праздник” скажет "радостный праздник”) – уровень развития памяти у него также неплохой.
3.Если большую часть слов малыш забудет, а те, что вспомнит, назовет с большими искажениями, уровень развития памяти у него низкий.

Иногда малыши, приступив к заданию, тут же забывают слова. Они не понимают задачи, услышанные слова являются лишь поводом для создания рисунков Поэтому их рисунки получаются крупными, яркими, подробными, в них много деталей, не имеющих отношения к названным вами словам. Конечно же, ни о каком воспроизведении слов через час не может быть и речи! Все это говорит о недостаточно высоком развитии памяти.
Дети 6-7 лет иногда частично понимают задачу. Рисуя, они знают, что делают это для того, чтобы потом воспроизвести слово, помнят его. Поэтому рисунки их не такие крупные и подробные. Но через час назвать услышанные слова малыши не могут, а просто описывают свои рисунки. Конечно, это более высокий уровень по сравнению с предыдущим, ведь дети понимают, что рисунок может служить средством запоминания. Но ассоциации у них устанавливаются непрочные. Для дошкольников это вполне приемлемо, школьникам же при таком уровне запоминания усвоение учебного материала дается с трудом.
Итак, вы протестировали своего малыша и пришли к выводу, что необходимо заняться развитием его памяти. Может быть, вы и раньше пытались это делать. Не исключено, что по вполне разумному совету, скажем, воспитателя детского сада малыш разучивал под вашим руководством четверостишия чуть ли не ежедневно. Или пересказывал прочитанные вами сказки и рассказы. Почему же ребенок так и не стал запоминать лучше, и для того, чтобы усвоить какой-либо учебный материал вам приходится как следует потрудиться?
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, т.к. память – сложный психический процесс. Однако сейчас появляется довольно много обучающих центров для детей, где проводятся эффективные занятия по ее развитию с использованием нетрадиционных способов переработки и хранения информации. Именно этим предлагают заняться авторы вышеупомянутой книги "Как подготовить ребенка к школе”, предлагая систему высокоэффективных упражнений:
"В наших упражнениях мы учитываем то, что запись информации в памяти – это перевод информации в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить ребенку сложнее, то основная задача тренировочных упражнений – дать ребенку возможность научиться преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем – ребенок легко и быстро вспомнит то, что он запомнил таким образом.”
Как развить способность воссоздать мысленный образ
Упражнение 1
Помните тест, где малыш выполнял рисунки к прочитанным вами словам? Это и будет первым этапом тренировки. На втором этапе предложите ребенку представить "картинки” в уме. Слова и словосочетания вы можете подобрать сами, учитывая то, как развита речь малыша, богат ли его словарный запас. Для работы с ребятишками от 6 лет и старше предлагается такой перечень возможных серий:
А Б
веселый праздник сомнение
радость зависть
темный лес сила воли
болезнь день
отчаяние успех
быстрый человек страх
смелость скорость
печаль сильный характер
глухая старуха справедливость
теплый ветер хороший товарищ

Упражнение 2
"Представьте себе...” (Мысленные образы и эмоции)
Попросите ребенка закрыть глаза и после каждого сказанного вами предложения представьте себе соответствующую картинку.
Фразы:

Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в твоем супе.
Печенье в круглой коробочке.
Молния в темноте.
Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Теперь дайте малышу листок бумаги, и пусть он попробует вспомнить и записать названные фразы. Если он еще не умеет писать и читать, воспроизведение фраз может быть устным. Хорошо читающему ребенку можно предложить это упражнение для тренировки не слуховой, а зрительной памяти. Тогда фразы не произносятся вами, а пишутся на листке бумаги.
Упражнение 3
"Фигуры из спичек” (Тренировка зрительной памяти).
Вариант 1. Для этой ассоциативной игры нужна команда. Если вы занимаетесь с одним малышом, подключите старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, сами поиграйте с ребенком.
Предположим, вы играете вдвоем. Попросите малыша закрыть глаза, а в это время выложите на столе фигуру (для начала – квадрат из 4 спичек) и накройте ее листом бумаги. Предупредите ребенка, что он будет видеть сделанное вами всего мгновение. Нужно быть внимательным! Затем поднимите лист бумаги на 1-2 секунды и снова накройте фигуру. Попросите малыша закрыть глаза и вспомнить, какое количество спичек было использовано. Теперь он должен сам выложить из спичек "сфотографированную” фигуру. После завершения работы вместе проверьте, совпадают ли ваши фигуры. Постепенно количество спичек в фигурах увеличивается (следующими могут быть, скажем, домик из 6 спичек, лесенка из 7 спичек, зигзаг из 8 спичек и т. д.) Если играет несколько детей, они меняются ролями(один выкладывает фигуры, другой "фотографирует” и воспроизводит, затем наоборот). По мере повторения тренировки предлагается добавить к количеству и месту расположения еще и цвет (можно воспользоваться цветными палочками или просто покрасить спички, скажем, фломастерами). Переходить к следующему упражнению можно тогда, когда ребенок без труда удерживает в воображении 10 спичек.
"Фигуры из спичек” (Тренировка слуховой памяти).
Вариант 2.
Это усложненный вариант игры. Основная задача тренировки – научить ребенка видеть главное и подмечать особенности. Вы диктуете слова, а ребенок выкладывает из спичек образ, который эти слова у него вызывают. Спичек потребуется много (200 – 300 шт.), приготовьте несколько коробков. Если нужно, спички можно ломать.
Нужно стремиться к тому, чтобы изображение из спичек было похоже на предмет, который обозначает данное слово. Главное – чтобы по выполненному изображению можно было вспомнить через некоторое время, что же оно обозначает. Приведите примеры, выложите что-нибудь из спичек, поясняя свой выбор. Скажем, слово "солнце” легко ассоциируется с расходящимися во все стороны лучиками, "гром” – с зигзагом- молнией (сверкает молния и гремит гром). А вот как при проведении тренировочных упражнений малыши изображали птичку: у кого-то это слово ассоциировалось с изображением раскрытого клювика (при помощи 2 или 4 спичек), у других – с силуэтом "чайка” (ломаная линия из 4 спичек или из 2 спичек и половинки для изображения клювика). Бывают и более сложные ассоциации.(Например, слово "трактор” может вызвать образ ломанной линии от звука "р-р-р”). Чтобы малыш не растерялся, для начала возьмите слова полегче ("дом”, "окошко”, "цветок”, "кровать”), затем задания усложняйте. Слова диктуйте с паузой в 1 минуту.
После прочтения всех слов ребенок должен их воспроизвести, глядя на составленные им картинки-образы. Сначала слов должно быть немного, чтобы малыш справлялся с заданием и радовался своим успехам. Если все идет хорошо, количество слов и темп работы увеличивается.
Итак, ваш ребенок научился создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму. Теперь необходимо обратиться к другой стороне процесса запоминания – осознанному восприятию.
Категорія: Різні аспекти цього питання | Додав: (01.06.2013) | Автор: Бубнова К. А.
Переглядів: 1643 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!