Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Вчитель студенту | [ Додати статтю ] |
Глава IV Основные психологические новообразования младшего школьника 1. Познавательная сфера В младшем школьном возрасте у ребёнка возникает множество позитивных изменений и образований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Мышление В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребёнка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Согласно положениям Л. С. Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте доминирующей функцией становится мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интелликтуализируются, осознаются и становятся произвольными. Основное направление развития мышления – переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению. В отличие от ребёнка-дошкольника, при решении задачи опирающегося на чувственно воспринимаемые свойства вещей или на усвоенные в процессе общения со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий. Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля. Внимание С первых дней школьного обучения предъявляются высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребёнок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Дети в этом возрасте способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимание возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Восприятие Восприятие становится деятельностью наблюдения. Оно так же характеризуется непроизвольностью. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. Память Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приёмы логической обработки материала. Ребёнок учится активной работе с запоминаемым материалом и его организации. Ребёнка учат выделять мнемическую задачу и вооружают приёмами запоминания. Среди них: преднамеренное заучивание, приёмы активной мыслительной обработки материала (выделение в тексте смысловых кусков, составление плана, классификация и т. д.), повторное чтение как способ мыслительной обработки материала и т. д. Таким образом, активно формируется произвольное запоминание. Воображение Воображение в своём развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Развивается творческое воображение. Дети в этом возрасте склонны фантазировать. 2. Эмоциональная сфера После того, как ребёнок поступил в школу, перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и перестановками в иерархической мотивационной системе. В конце дошкольного детства намечается осознание ребёнком своих переживаний, которые образуют устойчивые эмоциональные комплексы. Благодаря обобщению переживаний к семи годам появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоциональной сферы ребёнка приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Она не является слепком с его внешней жизни. Хотя внешние события и ситуации составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании. И эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребёнка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. С другой стороны, внутренняя жизнь влияет на поведение и тем самым на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребёнок. Утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо. Ребёнок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста ещё будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. 3. Развитие личности В возрасте 7-11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с успешностью учебной деятельности. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует её формированию как черты личности. В этом возрасте самосознание ребёнка активно интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. В младшем школьном возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие качества, как самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определённого результата), произвольность, самоконтроль. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, а затем и на другие сферы деятельности ребёнка. Ребёнок овладевает своим поведением. Он более чётко и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживание мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные. Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений характерны. Глава V Кризис отрочества (предподростковый) Существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9-11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л. С. Выготский), другие – частью критического подросткового возраста (Л. И. Божович) или окончанием детского возраста, латентной стадии (З. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным подростковым возрастами. Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учёба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения отсутствуют, не сформированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешен ребёнок в учебной деятельности, тем более тягостно она воспринимается. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причём именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Вовремя нерешённые, неустранённые трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребёнком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям разных учителей). Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К. Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к своим возможностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребёнка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития. Появляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребёнка всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями. Происходят изменения и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. В 9-10 лет на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований – к позиции ученика и к позиции субъекта общения – должны не противопоставляться, а выступать в единстве. В противном случае растёт вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками. В этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Заключение Младший школьный возраст начинается с кризиса 7 лет и продолжается до предподросткового кризиса 11-12 лет. Это очень насыщенный период, который характеризуется выходом ребёнка за рамки семьи, посещением школы и появлением новой, общественной по содержанию деятельности – учебной. Появляются новые интересы, обязанности и умения. Это возраст интенсивного развития ребёнка. Список литературы
1. Алфёров А. Д. «Психология развития школьника» - Ростов н/Д: Феникс, 2000. 2. «Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Составители: Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. – М: Академия, 2003. 3. Выготский Л. С. «Психология». – М.: Эксмо, 2002 4. Малкина-Пых И. Г. «Возрастные кризисы: Справочник практического психолога». – М.: Эксмо, 2004. 5. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1995. 6. Шаповаленко И. В. «Возрастная психология». – М.: Гардарики, 2004. 7. Эльконин Д. Б. «Детская психология» – М.: Академия, 2004. Выполнила Андронова О. Ю. Преподаватель Садовникова Т. Ю. Москва | |
Переглядів: 3814 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |