Каталог статей

Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Природознавство [ Додати статтю ]

Травоядные, хищные и всеядные животные

                                     Урок    «Я и Украина» , 2 класс

Тема. Травоядные, хищные и всеядные  животные.

Цель: учить сравнивать травоядных, хищных и всеядных  животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания; развивать внимание, навыки чтения; воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к ним.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки с изображением животных,  карточки с заданиями, учебник.

                                                   Ход урока.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, -

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Слайд 2:   Девиз урока. С пр..р.д.й   ж.в.  в  др..жб.,

Т.к  б.д.т   . н.   т.б.  в  сл..жб.  .)

- Вставьте пропущенные гласные.

 

С природой живи в дружбе,

Так  будет она тебе в службу

.II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

-1. Докажите, что животные часть живой природы. Используйте метод «Пресс».

 - На какие группы можно разделить животных по внешнему виду? ( Птицы, , насекомые,звери). Почему? Слайд 3.

- Отгадайте загадки и определите, к какой группе животных относится данное животное.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

 С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака).

 Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (Сорока.)

Слайд 4.

- Итак, что мы знаем о животных? Слайд 5, первая колонка.- Как вы думаете, вы все уже знаете? 

III. Работа по теме.

-1. Сообщение целей и задач урока.

Слайд 5.

Постепенное заполнение второй колонки.

2.  Работа над новым материалом.

1) «Мозговой штурм»

- Подумайте, чем питаются животные? ( Ответы детей записываются на доске)

- На какие две группы можно разделить всю названную пищу? (Растения и мясо).

- Кто знает, как называются животные, которые едят только растительную пищу?

Слайд 6.

Травоядные

                            листьями   стеблями   плодами   семенами   корнями

 

- А как называются животные, которые питаются мясом?

Хищные

                         мясом, то есть другими животными

- А если животные питаются и растениями, и животными, как их можно назвать??

                                      Всеядные

      листьями   стеблями   плодами   семенами   корнями   мясом, то есть другими животными

- Как вы думаете зубы хищников отличаются от зубов травоядных?

( Клыки, удерживающие добычу. Резцы с режущей поверхностью для разгрызания костей.)

- Сравните хищную и травоядную птиц. Что  в их строении разное? ( Клюв и когти). Слайд 7.

2) Работа в группах.  Повторить правила работы в малых группах.

 Учащиеся класса делятся на 6 групп: группа "травоядные звери”, группа "хищники-звери”, группа "всеядные звери”, группа «травоядные птицы», группа «хищные птицы», группа «всеядные птицы». (Группам выдают карточки разного цвета и маркеры).  Каждая группа вычёркивает лишних животных и определяет, какого типа питания животные остались. Один ученик из группы выходит к доске и зачитывает список. Весь класс обсуждает правильность ответов. Слайд 8.

 Звери:       "травоядные”: заяц, волк, лось, лиса, мышь.

"хищники”:  волк, рысь , заяц, лошадь , лиса.

"всеядные”: медведь, лось,  ёж, волк, кабан.

Птицы:     «травоядные»: синица, , дятел, воробей , попугай, голубь.

                        «хищные»:  чайка,  синица, сова, ворона, ласточка

                        «всеядные»: синица, орел, ворона, галка, попугай.

- Как вы думаете на юг улетают хищные или растительноядные птицы? Почему? 

-Эти  группы как-то связаны между собой?

Ответ: Хищные  животные поедают более мелких хищных, всеядных и травоядных; всеядные – травоядных.

3) Цепи питания.

 Все живые существа связаны между собой в цепи питания, потому что животные питаются растениями или другими животными.

Слайд 9.

Например, заяц.

- Чем питается заяц?

- Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

- Зайца может поймать и съесть лиса. Получается цепь питания.

Слайд 9.

На первом месте пищевой цепочки стоят растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное (всеядное) животное – хищное (всеядное) животное.

Вывод: Получается, что лиса, заяц и осина  связаны между собой.

-Повторите еще раз,  как составить цепь питания.  (На первое место нужно поставить растение,  потом животное, которое ест это растение, а потом животное, которое ест данное животное.

Работа в группах. Цепи питания.

- Рассмотрите карточки с заданием. Составьте цепи питания.  (2-3 мин) (На партах карточки разного цвета).

Один представитель от группы зачитывает  цепь питания, другие группы оценивают.

Слайд 10 .

  Цепи питания в природе не так просты. Зайца могут поедать разные хищники.

- Какие?

- Лиса, рысь.

Мышь может стать так же  добычей разных животных: лисы, рыси, совы. Многие травоядные животные служат пищей разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

4.    Физминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается так, так, так,

Тот не огорчается ни-ког-да!

4) Работа с учебником. (стр.36)

- Практическая работа в учебнике.  Проверка.

5. Проблемная ситуация.

Используя текст, составьте сеть  питания.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородью – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые деревья.

- Что произошло с пищевой цепью?

- Она разрушилась.

- Какой вывод можно сделать?

- Если разрушить одно звено в цепи или сети, то разрушиться вся цепочка или сеть.

Вывод: в природе  животные и растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

6. Закрепление. 

 Индивидуальные карточки к уроку .

Найди в правом столбике примеры животных каждой группы (соедини их линиями)

Проверка. Слайд 12. Самопроверка.

Рефлексия.

Слайд 13

-Давайте заполним третий столбик таблицы: что же вы узнали на уроке?

- Нужно ли уничтожать хищников, ведь они поедают мелких или даже крупных животных? ( Нет. Они являются санитарами леса : волк поедает умерших животных, лиса, еж поедают грызунов, которые наносят вред урожаям.)

Слайд 14.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

- Оцените свою работу на уроке, покажите зеленый (если работали хорошо),  оранжевый (если были недостаточно активны) или красный кружок (не работали на уроке).

 Д/з: узнать о таких же группах насекомых.

-Спасибо за работу!

Хряпина Тамила Павловна, высшая категория, ст. учитель, г. Сумы.



Джерело: http://docme.ru/qdo
Категорія: Природознавство | Додав: [ADM]Irina (22.10.2012) | Автор: Хряпина Тамила Павловна
Переглядів: 62118 | Рейтинг: 3.5/15
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!