Каталог статей

Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Російська мова [ Додати статтю ]

Обобщение изученного материала по теме «Имя прилагательное»

Тема. Игра - соревнование  «Праздник цвета и цветов».(Обобщение изученного материала по теме   «Имя  прилагательное»).

 

Цели. Закрепление знаний морфологических признаков имени прилагательного;  развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей учащихся;  воспитание любви к прекрасному.

 

Оборудование. Компьютер, мультимедиа-проектор, магнитофон, обобщающая таблица «Имя прилагательное»; класс украшен цветами, дети в нарядах, соответствующих по цвету каждой группе: красный, желтый, синий).

Тип урока. Игра-соревнование (обобщение).

 

ХОД УРОКА

 

І. Организационный этап

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

1.     Зрительное и слуховое восприятие

Проекция №1 на экран (на фоне мелодии вальса П.Чайковского из балета «Щелкунчик»): (Слайд 1)

 

Учитель:                Дыхание розы возносит душу,

Ромашка просится в венок,

Звенит колокольчик... Слушай,

Что говорит тебе каждый цветок!

Цветы украшают нашу жизнь, дарят нам незабываемые мгновения прекрасного настроения, восхищения, радости, счастья.

 

2.     Сообщение темы урока, задач

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – «Праздник  цвета и цветов» (записали в тетради число, тему). Нам предстоит закрепить и обобщить пройденный материал по теме «Имя прилагательное», став участниками интересной лингвистической игры. Для участия в соревновании вы заранее разделились на три команды, соответственно цвету одежды (желтый, красный, синий) и цветам  (названия команд «Тюльпан», «Роза», «Фиалка»).

Примечание: команды разноуровневые.

 

3.     Проверка домашнего задания

1)    «Тюльпан» - загадки о цветах

2)     «Роза» - загадки о цветах, основанные на признаках загадываемого предмета

3)     «Фиалка» - стихотворение о любимом цветке с использованием изобразительно-выразительных средств

(см. Приложение 1)

 

4.     Разминка

Учитель: Немного из истории цветов.

*Голландия создала тюльпанам скандальную историю: в Амстердаме и сейчас стоит дворец, купленный некогда за 3 тюльпанные луковицы. *Римляне расплачивались бочками с золотом за доставку и приобретение африканских роз.

*Немецкие садовники в честь поэта Гёте вывели сорта фиалок черного, красного и голубого цветов.

 

Проекция №2 на экран (Слайд2)

          

                I                           II                                   III

Задание

 Выберите по два символа, которые точнее всего характеризуют ваш цветок (I- счастье, солнце; II- любовь, огонь; III- верность, доверие), запишите.

 

IY.  Обобщение и систематизация знаний

1.     Представление команд

Задание

Учитель: Каждый участник  команды представит себя цветком, скажет о себе  комплимент, используя имена прилагательные (см. Приложение 2)

2.     Практическая работа

Учитель:  Красота цветов в цвете. Но в природе почти не существует «чистого» цвета, преобладают оттенки.

Задание (письменно)

а) составьте синонимический ряд, фиксирующий различные оттенки цветов;

б) составьте сложные прилагательные, обозначающие оттенки качества  основного цвета своей команды.

 

(Желтый – золотистый, янтарный, лимонный, канареечный, шафранный; светло – желтый; светло-желтый.

 Красный – багровый, багряный, малиновый, алый, пунцовый, пурпурный, огненный, пламенный, рубиновый; ярко – красный.

Синий – васильковый, кобальтовый, сапфировый, бирюзовый небесный, лазурный; бледно-синий).

 

3.     Работа с текстом

Проекция №3 на экран: (Слайд 3)

 

«Тюльпан» - выписать слова, относящиеся к орфограмме «Правописание сложных прилагательных.

«Роза» - выписать слова, относящиеся к орфограммам «НЕ с именами прилагательными», «Правописание Н и НН в именах прилагательных».

«Фиалка» - списать текст, выделить орфограммы.

4.     Самоконтроль.

Проекция №4 на экран: (Слайд 4)

 

5.     Игра «Комплимент»:

а) «Тюльпан» - сказать комплимент, используя прилагательные с основой на шипящий (пахуч, хорош, пригож, блестящ, свеж, красив);

- рассказать правило о правописании Ь в кратких прилагательных.

б)  «Роза» - используя качественные прилагательные, описать аромат роз (душистый, пряный, тонкий, нежный, сладкий, пьянящий, например: розы нежный аромат душистее меда)

- чем отличаются качественные имена прилагательные от относительных?

в) «Фиалка» - сравнить цветок-даму и цветок-кавалера, используя прилагательные в сравнительной степени стройнее, изящнее, изысканней, ароматнее, наряднее…, чем…)

- рассказать о простой и составной форме сравнительной степени качественных имен прилагательных.

6.     Творческая работа

Задание. Подпиши фотографию, используя  имена прилагательные

Проекция №5 на экран: (Слайд 5)                     

 

             (Красочный фестиваль цветов в Голландии)

Проекция №6 на экран:   (Слайд 6)

(Необозримые тюльпанные поля Голландии)

 

Проекция №7 на экран:

 

(Слайд 7)

Y. Рефлексия. Подведение итогов урока

Игра «Продолжи предложение»

 

Проекция №8 на экран: (Слайд 8)

 

Учитель:  Наш «Праздник цвета и цветов окончен» (оценка работы команд).

Одна за другой прошли перед вами полосы красок во сто крат прекраснее небесной радуги. Мир, в котором мы живем, разноцветен и чудесен, берегите его.

Чтение стихотворения С. Есенина ( на фоне музыки П. Чайковского «Вальс цветов»)

Учитель:    Воздух прозрачный и синий, выйду в цветочные чащи.

                   Путник, в лазурь уходящий, ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом, садом в цветении диком,

Ты не удержишься взглядом,чтоб не припасть к гвоздикам!

Лугом пройдешь, как садом.

                   

YI. Домашнее задание

- Написать отзыв (заметку в газету) о «Празднике цвета и цветов».

        

Приложение к уроку

 1.      Проверка домашнего задания

Загадки

Желтые                      На лугу у той дорожки, что идет к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке, белый с желтеньким глазком.

Я его сорвать хотела, поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела и жужжит, жужжит: «Не тронь!»

 

Я похож на ромашку, только в желтенькой рубашке.

                                   Я на клумбе невысок, называюсь (ноготок).

 

Звать его нам нечего, он и сам придет;

                                   Расцветет доверчиво прямо у ворот

                                   Солнцем залитой (лютик) золотой.

 

 Красные                Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

                                   Мы – однофамильцы с железными гвоздями (гвоздики).

Четыре ярко-красных блестящих лепестка

И зернышки в коробочке у этого цветка (мак).

На кустах в саду растет, запах сладкий, словно мед,

                                   Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками (розы).

 

Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с маленькими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими алыми (гвоздиками).                               
                           

Синие                        То фиолетовый, то голубой

                                   Он на опушке встречался с тобой.

                                   Названье ему очень звонкое дали,

                                   Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик).

                                  

                                    Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал – веселых, голубых.

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок (незабудки).

 

Колосится в поле рожь, та во ржи цветок найдешь.

Хоть не красный он, а синий, все на звездочку похож (василек).

Стихи

Желтые                     Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого!

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

И как только поседел, вместе с ветром улетел.

 

Красные                    Поглядите, поглядите, что за красный огонек?

                                   Это дикая гвоздика новый празднует денек.

А когда настанет вечер, лепестки свернет цветок:

«До утра! До новой встречи» - и погасит огонек.

 

Синие                        У нас в палисаднике возле терраски

                                   Растут голубые анютины глазки.

                                   Анютины глазки, анютины глазки,

                                   Они распускаются быстро, как в сказке.
 
2.      Цвет и цветы:

Желтый -      лютик, одуванчик, роза, георгин, ноготок, тюльпан, нарцисс,

мимоза, хризантема, ромашка.

Красный -   мак, роза, гвоздика, пион, герберы, гладиолус, тюльпан, астра,

                         георгин.

Синий -           подснежник, василек, фиалка, пролесок, незабудка, колокольчик,

                         лен, дельфиниум.

 

 

Литература

1.     Баландина Н.Ф. Русский язык 6 класс /Учебник для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. – Киев: мастер-класс, 2007.

2.     Русско-украинский словарь синонимов/ под ред. Пилипского Н.Н. –

Киев «Освіта», 1995.

3.     Сценарії шкільних свят/ видавнича група «Основа». Харків, 2006.
 
Презентация находится здесь:


Джерело: http://docme.ru/Jjk
Категорія: Російська мова | Додав: [ADM]Irina (02.04.2011)
Переглядів: 2902 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!