Каталог статей

Головна » Статті » Увага! Першокласник! » Різні аспекти цього питання [ Додати статтю ]

Проблемы: Усталость после первых уроков
Проблемы: Усталость после первых уроков 

Зырянова Надежда

Почему ребенок с первого класса из жизнерадостного и активного существа должен превратиться в великомученика и тащить непосильную тяжесть, именуемую школой?
Усталость в конце дня испытывают все: и взрослые, и, конечно, дети. Это естественно и не требует объяснения, после любого умственного или физического труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Такое утомление может быть связано с новым режимом дня, который изменился с поступлением в школу, связан с недосыпанием, поездкой в транспорте, подготовкой уроков дома. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью, апатичностью. Ребенок допускает много ошибок, уже после первого урока жалуется на усталость. Переутомление несет ущерб не только здоровью, но и учебе. Почему ребенок с первого класса из жизнерадостного и активного существа должен превратиться в великомученика и тащить непосильную тяжесть, именуемую школой?
Учебные занятия требуют отдачи, но общая нагрузка создается множеством небольших, с точки зрения взрослого, незначительных моментов: встать на полчаса раньше, проехать несколько остановок на автобусе… Но это требует дополнительных усилий, значительных для ребенка. Для детей, воспитывавшихся дома, переход в новую школьную обстановку сам по себе труден, а необходимость поездок на общественном транспорте усугубляет положение.
Начальный период обучения – это период адаптации к условиям школы, он сопряжен с большой психофизиологической перестройкой ребенка. Напряжение очень быстро сказывается на всех системах организма: дети теряют в весе, замедляется рост, уменьшается сопротивляемость организма к заболеваниям. Такие дети составляют "группу риска", часто болеют простудными заболеваниями. Общее физическое состояние сказывается на умственной работоспособности, на эмоциональной сфере ребенка.
Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту, индивидуальным возможностям ребенка. Кроме того, силы человеческого организма в течение дня меняются. Это связано и с естественным физиологическим ритмом, и с характером деятельности. У детского организма есть еще и свои особенности: он более хрупок, раним, быстрее устает. Поэтому любая деятельность не должна быть слишком продолжительной. Обычно перемены между уроками достаточно, чтобы отдохнуть, но, если ученик переживает неудачную отметку, полученную на предыдущем уроке, волнуется по поводу несделанного домашнего задания, пытается подготовиться к уроку, то утомление быстро накапливается.
После учебных занятий в школе необходим отдых перед подготовкой домашних заданий. Важно, в какие часы дня делать домашнее задание. Самые продуктивные часы – с 16 до 17, наименее удачное время – вечернее, когда ребенок может заниматься любимым делом, готовиться ко сну. Ребенок может жаловаться на головную боль. Это может быть и следствием какого-то заболевания, но чаще – это результат утомления. Если ребенок жалуется на головную боль часто, оставлять без внимания этот факт никак нельзя. Повторяющаяся головная боль, частые слезы, длительное засыпание и затрудненное пробуждение – признаки умственного переутомления, главным лекарством от которого может быть только полный и продолжительный отдых. У некоторых детей состояние крайней усталости выражается в чрезмерной возбудимости, расторможенности. Они могут быть шумны, агрессивны, несдержанны. Реакции их бурные: они не говорят, а кричат, не смеются, а хохочут.
Утомление с точки зрения физиологии имеет защитную функцию. Чувство усталости заставляет человека добиваться отдыха, необходимого организму. Необходимость в отдыхе нельзя ничем заменить. Переключение даже на самое интересное развлечение дает только временную отсрочку и может даже увеличить в конце концов утомление. Дети, живущие по строгому режиму, для которых отводится строгое время для отдыха от и до, не всегда могут снять утомление в отведенные им границы времени.
Большую утомляемость вызывает труд, когда человек переживает за результат, волнуется за оценку, то есть испытывает нервно-психическое напряжение. Излишние эмоции работают на утомление. Положительные эмоции помогают отвлечься от усталости, но для окончательного восстановления сил необходим хороший полноценный отдых, который должен включать обязательные прогулки на воздухе и продолжительный сон. Все это невозможно без правильного режима дня, организовать который должны родители.
Категорія: Різні аспекти цього питання | Додав: (01.06.2013) | Автор: Зырянова Надежда
Переглядів: 1115 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!