Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Я - класний керівник | [ Додати статтю ] |
Проект воспитательной работы "ИКТ в воспитательной работе" Пояснительная записка Актуальность программы В последние годы в Украине целенаправленно проводятся меры по росту информатизации общественной жизни. Серьезный импульс получило развитие дистанционных технологий в образовании, в медицине, в сфере культуры. Динамично развивающаяся телекоммуникационная отрасль – это серьёзный ресурс развития всего информационного общества. Сегодня неустанно подчеркивается возрастающая роль ИКТ в жизни современного общества. Одним из направлений модернизации образования является его информатизация. Согласно Концепции информатизации сферы образования, информатизация образования понимается как "процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования ”. Информатизация в контексте проекта информатизации сферы образования направлена на изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы с целью подготовки выпускников образовательных учреждений к условиям жизни в информационном обществе. Задачами информатизации является приведение целей, содержания образования, технологий учебного процесса и форм оценивания результатов в соответствие с информационным аспектом современной цивилизации с учетом наличия условий информационной деятельности, а также формирование условий информационной деятельности, соответствующей современному и будущему обществу и образовательному процессу. Современный молодой человек, выйдя в "большую” жизнь из стен школы должен легко ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях не только в рамках предмета информатики и ИКТ, но и в любой другой сфере жизнедеятельности, которая требует от каждого нестандартного мышления, самостоятельности, творческого видения мира. А значит, пришло время для внедрения методики использования средств ИКТ на предметных уроках различных образовательных дисциплин. Это позволит создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая повысит мотивацию обучающихся на самообразование, интенсифицирует самостоятельную работу, оптимизирует учебную информацию, сокращая время её получения, а главное сделает её доступной в любое удобное время. Позволит родителям более четко контролировать успеваемость и посещаемость уроков детьми, поддерживать оперативную связь с классным руководителем, учителем-предметником и администрацией школы, узнавать о творческих достижениях ребёнка и общаться с другими родителями школы. В общеобразовательных школах широким полем для внедрения средств ИКТ является внеклассная работа. Все виды внеклассной работы направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, формирование вкусов и интересов. При правильной постановке внеклассные занятия могут играть огромную роль в общеобразовательном процессе, т.к. помогают учащемуся: выявить и развивать свои потенциальные творческие способности; достаточно рано определиться в своих интересах; удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащегося в информационно-коммуникационной среде, способствует развитию его эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, активности, помогает реализовать потребность в общении. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создании нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми сценарии, стихи, песни оформленные в текстовом редакторе Microsoft Office Word, на сцене демонстрируются миниатюры, сценки, агитбригады с использованием мультимедийных презентаций, видеороликов. Выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления учащихся на сцене друг перед другом, перед малышами, ровесниками из параллели создают ситуацию успеха, ситуацию оценки своих достижений относительно успехов других. Процесс творчества имеет огромное влияние как на личность каждого учащегося, так и на весь класс, который является первичным коллективом. В процессе творчества с использованием ИКТ ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового. Таким образом, происходит формирование и сплочение классного коллектива и формирование творческой личности учащегося в информационной среде. Цель программы: включить учащихся во внеклассную деятельность с возможностями использования ИКТ, которая будет способствовать развитию их творческого потенциала, совершенствованию коммуникативных навыков, становлению личности в информационно-коммуникационнной среде. Развитие творческого потенциала учащихся с использованием ИКТ направлено на достижение следующих задач: Формирование сознательного отношения учащегося к своему умственному и нравственному развитию, как неотъемлемой части его духовной культуры. Развитие творческих, креативных способностей. Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами. Освоение учащимися ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них, освоение общей и информационной культуры. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах творческой деятельности с использованием ИКТ. Воспитание устойчивого интереса к внеклассной деятельности, потребности в самостоятельном поиске и самообразовании, освоении культурного пространства. Основные содержательные линии: Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к внеклассной деятельности; Усвоение новых знаний, полученных в ходе подготовки того или иного мероприятии; Обогащение опыта учебно-творческой деятельности. По способу организации педагогического процесса проект является интегрированной и предполагает тесное взаимодействие одного предмета с другим. Комплексное освоение оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует способности, важные для любых сфер деятельности. Воспитание учащихся будет осуществляться более успешно, если между педагогом и родителями существует контакт. Одно из условий - обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использовании в работе их опыта и помощи в информационной среде. Учебно-методический план программы создает условия для разностороннего и полноценного воспитания каждого учащегося, выявления и развития творчески одаренных детей. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков творчества с использованием ИКТ от простого к сложному, к увлекательным делам и концертным выступлениям. Проект будет успешно реализована при учете возрастных и личностных особенностей учащихся, мотивации их деятельности, использовании разнообразного методического материала по программе, разработке технических средств, отвечающих условиям учебного процесса. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором творческое видение с умением использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По-настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебно-воспитательном процессе. Содержание деятельности В программе выделены следующие сферы направления творческой деятельности, основная задача которых предоставление возможности выбора реализации творческих способностей учащегося в той или иной сфере жизни класса с использование ИКТ в зависимости от возможностей и интересов, выявление и поддержка нестандартности, неординарности, индивидуальности личности: Интеллектуальная сфера. Гражданско-патриотическая. Проектно-творческая. Спортивно-оздоровительная. Творческая деятельность в этих сферах строится по тематическим периодам. Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения. Работа строится по следующему алгоритму: Тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый ученик класса получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. Обсуждение предложений строится по плану: что и для кого сделаем, сроки выполнения, кто будет участвовать и кто отвечает за выполнение. После коллективного обсуждения предложения вносятся в учебно-воспитательный план класса. Самое важное на этом этапе коллективного планирования - развитие творческой активности и самостоятельности учащихся. Главная цель творческой деятельности следующего этапа – накопление знаний, умений. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания. Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариантность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся с использованием различных категорий медиаобъектов. Здесь каждый может найти дело по душе. Попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора…. Результатом этого творчества может быть выпуск газет, плакатов, презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов и много другого, в зависимости от готовящегося мероприятия, т.е. каждый выбирает форму и вид творчества в соответствии со своими возможностями и интересами и предлагает свой творческий проект. Итогом творчества становятся компьютерные проекты – отчеты, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ, материалы которых размещаются детьми на школьном сайте. Учащиеся находятся в ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. Школьный сайт – красноречивый результат совместного творчества классного руководителя и учащихся. После проведенного мероприятия проводится подведение итогов, анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого. Интеллектуальная сфера. Задачи: помощь учащимся в развитии способности мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей информационной среде; развитие познавательных способностей. Участвуя в познавательных и интеллектуальных мероприятиях этой сферы, учащиеся в творческой, игровой форме проявляют и тренируют свою сообразительность, умение логически мыслить, способность работать в группе, расширяют кругозор, приобретают умение применять в самостоятельном знакомстве с какой-либо областью науки, искусства различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и др. литературой. Например, организуя предметную неделю в школе "Мир музыкального искусства”, учащиеся продумывают задания, отбирают вопросы для викторины с помощью материалов, опубликованных в Интернете, решают, как оценивать участников, придумывают различные номинации . Это коллективное творчество создает условия для проявления интеллектуальных, творческих возможностей учащихся с использованием ИКТ. Каждый проект, созданный с помощью программ Microsoft Office Power Point, Windows Movie Maker – это огромный труд его автора, который не просто оценивается и "убирается на полку”, а используется в дальнейшей работе педагогами школы, например, смотр интеллектуального творчества "Со страниц на экран” - "Сергей Есенин”. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Гражданско-патриотическая сфера. Задачи: приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование гражданского самосознания, чувства долга по отношению к семье, Родине, уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим традициям, формирование гражданской активности. Чтобы развитие творческого потенциала в этой сфере воспитания шло более активно, я предлагаю такие мероприятия как "Фестиваль патриотической песни”, конкурс чтецов "Люблю тебя, моя Россия”, уроки – мужества "Служу России”, "Мы будем помнить”, митинги, посещение воинских частей и др. с использованием возможностей Интернета и программ Windows Movie Maker, редактирования и записи звуковых файлов Nero Wave Editor. Проектно-творческая сфера. Задачи: развитие творческих способностей; возможность реализоваться в соответствии со своими интересами. "Окружающий мир через объектив” - этот род деятельности развивает образное восприятие жизни, фантазию, формирует мировоззрение учащихся, помогает увидеть необычное в обычном. "Фотография есть синтез человеческой души. Хорошая фотография вбирает в себя столько пищи для духа, сколько несет в себе целое литературное произведении”. Формой привлечения учащихся к этой творческой деятельности становятся фотовыставки "Мои друзья читают”, "Зимняя рапсодия”, "Береговые войска через объектив”. Редактировать избранные изображения позволяет проект Nero Photoshop. Спортивно-оздоровительная сфера.Задачи: формирование стремления к здоровому образу жизни; осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей. Умение заботиться об укреплении здоровья - требование ко всем, кто занимается воспитательной работой с детьми. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению учащимся функций в оптимальных для здоровья условиях. Целью работы в этой сфере направления творческой деятельности является использование технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья. Решению этих задач способствуют беседы по темам с использованием таких медиаобъектов как слайды с фотографиями, диаграммы, видеоролики. Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видео копилку. Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача классного руководителя. ИКТ в творческой деятельности дают возможность: Ученику: - Реализовать и развивать свои креативные способности; - расширять знания об окружающем мире; - проявить организаторские умения; - закрепить коммуникативные навыки; - формировать способность к рефлексии. Учителю: - Развивать творческий потенциал; - совершенствовать организаторские способности; - изучить классный коллектив; - объединить учащихся, педагогов, родителей; - управлять процессом развития школьника. | |
Переглядів: 9981 | Рейтинг: 1.8/6 |
Всього коментарів: 0 | |