Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Я - класний керівник | [ Додати статтю ] |
Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся
Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся (из опыта работы классного руководителя Виноградовой Н.Р.) Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении начальной школы. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использовала следующие диагностические методики. №1 “Фотография”, где уч-ся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и сделать “снимок” (т.е. рисунок) своего класса. Анализируя полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на рисунке-фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу. №2 “Дом, в котором я живу”. Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла изучить привязанность уч-ся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам. №3 Среди родителей также проводилось анкетирование. На основании этого я пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены сами себе, а родители заняты своими проблемами. Единственное, что родители взяли на себя роль “контролёра” при выполнении домашних заданий, а помощи какой-либо нет по интересующим детей вопросам. Результатом данных диагностик и наблюдений явилось следующее: - класс не очень дружен и разбит на микрогруппы; - дети по воспитанности и образованности очень разные; - выявилась группа детей (на фотографии этих детей уч-ся располагали по краям), которая выпадает из общего круга общения детей; - некоторые дети в семьях одиноки. Любому обществу необходимы очень сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы кол-ва. Научить этому детей может и должен, прежде всего, педагог. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего подросткового возраста, которые очень сильно зависят от своих родителей в материальном и социальном плане, то на школьников, в данном случае, значительно больше влияет социально-психологическая атмосфера семьи, чем общество в целом. Второй – это микро социальные условия: т.е. коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние кол-ва, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой кол-ва, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов кол-ва, определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами. Обязательным условием развития личности ребенка в кол-ве является эмоциональное благополучие, потребность в общении. В связи с этим я старалась проводить тематические классные часы и родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в кол-ве класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть. В рамках данного проекта я провела два классных часа: “Толерантность”, “Учимся строить отношения” и родительское собрание “Воспитание ненасилием в семье”. http://school30.syzran.ru/ | |
Переглядів: 3658 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |