«Воспитание ненасилием в семье»
Родительское собрание
Цель собрания: Обсуждение проблемы жестокости в семье по отношению к ребёнку.
Ход собрания. Знакомство родителей с видами насилия и результатами анкетирования детей. Знакомство с понятием “социофобия”, анкетирование родителей на тему “Жертва насилия”. Беседа психолога по темам: анализ детских рисунков - “Семья глазами ребёнка”, “Автопортрет” - это рисунки, которые уч-ся выполняли на классном часе “Толерантность” Обсуждение проблемы насилия в семье над ребёнком (техника медиации).
Подготовительная работа с родителями: а) изготовление приглашений на собрание, б) анкетирование детей “Насилие в семье”, в) выполнение рисунка “Семья глазами ребёнка”. На доске – тема собрания, детские рисунки “Автопортрет”, плакаты: “Моя семья”, “Услышать друг друга”, “Сложи свою семью”.
Сценарий проведения родительского собрания. Родители рассаживаются по 3 группам. Вступительное слово классного руководителя. Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о том, что было сделано к этому собранию: анкеты детей и детские рисунки “Семья глазами ребёнка”. Далее необходимо сказать о том, что можно научиться воспитывать детей без применения насилия. Мы знаем, что воспитание – самое важное на свете дело. Учитель даёт определение понятия “насилие”: Насилие - форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.
Далее родители знакомятся с видами насилия: психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.) эмоциональное (оскорбления, грубая брань) вербальное (словесное) экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки физическое (побои, издевательства) уничтожение, повреждение имущества сексуальное насилие (принуждение) изнасилование Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит призвание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.
Далее учитель делает обзорный анализ детских анкет, из которых становится очевидной актуальность проблемы насилия для семей класса. Другой важной “болезнью” XXI века является социофобия – боязнь общества. Мы слышим о избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников. Постарайтесь определить, насколько Ваш ребёнок склонен оказываться в ситуации жертвы.
Анкетирование родителей. A. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты: Неуверенность в себе Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих) Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку) Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения) Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки) Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения) Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.
Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.
В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы: Поддерживаете ли Вы связь со школой? Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания? Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения? Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители? Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе? При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги? Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком? Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?
Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами. В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.
Беседа психолога. В беседе с родителями психолог комментирует детские рисунки на тему “Автопортрет”, где он объясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной цвет, ту или иную геометрическую фигуру, линию. О чём говорит данный рисунок. Также даются пояснения по рисункам на тему “Семья глазами ребенка”. Кроме этого у родителей была возможность лично побеседовать с психологом и попытаться решить свои проблемы. Игра в технике медиации “Воспитание без насилия возможно”.
Задания: Первая группа должна подготовить аргументы “за” данную точку зрения. Вторая группа должна подготовить аргументы “против”. Третья группа – это медиаторы, которые должны помочь прийти к общему разумному решению, сгладить противоречия. Родителям предлагается в заключении написать синквейн на понятие: Родительское собрание. Один из вариантов синквейна: Интересное, организованное. Спорим, дискутируем, обсуждаем. Проблема воспитания наших детей. Удовлетворение. |