Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

«Шахматная нотация»

«Шахматная нотация»

 

Комбинированный урок

 

Тема: «Шахматная нотация»

Место в теме: первое занятие

Вид занятия: изучение нового материала

Тип занятия: комбинированный урок

Цели:

1.       Обучающие. Учащиеся изучат: названия основных линий и полей шахматной доски, запись партии. Научатся: находить поля на шахматной доске по их названию, выполнять ходы на доске по записи партии.

2.       Воспитывающие. Учащиеся приобщатся к сокровищнице шахматного искусства, смогут разбирать партии великих мастеров. Познакомятся с историей возникновения шахмат.

3.       Развивающие. Учащиеся укрепят навыки анализа при интерпретации шахматной нотации. У них разовьется умение определять координаты на плоскости, память, внимание, творческое воображение при работе с шахматной доской.

 

Структура занятия:

1. Оргмомент. Знакомство. Постановка цели и определение плана работы.

 

Здравствуйте ребята! Меня зовут Солодовников Михаил Юрьевич, я приехал к вам из Барабинска, и сегодня мы вместе совершим в шахматное королевство. Но сначала давайте познакомимся. Напишите на листах бумаги крупно ваши имена, а рядом нарисуйте ту шахматную фигуру, которую вы знаете, или которая вам нравится.

Итак, начнем наше знакомство…

 

Вопрос: А вы знаете историю появления шахмат? Тогда послушайте красивую легенду:

Есть древняя индийская Легенда о Гаве и Талхуде…

С тех пор утекло немало столетий, но для нас до сих пор интересны партии мастеров прошлого, а сохранились они благодаря специальным записям, которые мы сегодня научимся расшифровывать. Поэтому тема нашего занятия: «Шахматная нотация».

 

Вопрос: Какое знакомое вам слово содержится во втором слове?

 

Правильно – нота. А что такое нота? Это обозначение звука. Музыканты умеют их расшифровывать. Сегодня мы познакомимся с кодами шахматной доски и фигур, научимся находить нужные нам поля и фигуры, описывать маршруты фигур с помощью несложных, но увлекательных заданий. А в конце урока нас ждет небольшое соревнование между пятью командами.

Для работы вам понадобятся ручка, вспомогательный лист с изображением шахматной доски, на котором вы будете вести записи ставить плюсы за правильные ответы, и, конечно – шахматы. Итак, начнем?

 

2. Изучение нового материала.

Слайд 2. Шахматная доска и линии на ней.

Вопрос: Сколько вертикалей, сколько горизонталей. Сколько в них полей. Сколько всего полей на доске?

Сколько самых длинных диагоналей?

 

Слайд 3. Обозначение шахматных фигур на диаграммах и сокращенное обозначение.

Слайд 4. Название полей – пересечение вертикали и горизонтали. Пример: b1, c5, f3. Вопрос: 1. Назовите поля (показ на доске). 2. Какого цвета поле c2, b4?

 

3. Закрепление: а сейчас поработайте с вспомогательным листом и выполните задание 1. Проверьте себя.

Слайд 5. Показать карандашом на диаграмме поля: a2, b8, h6, f5, e2, d5, c4, g7.

 

Второе задание выполните вдвоем. Теперь 3 задание.

 

Слайд 6. Как записываются ходы?

         Слева – ход белых, справа – ход черных

         Название фигуры – сокращенно

         Поле перемещения фигуры

Посмотрите пример.

 

Слайд 7. Следующее задание мы выполним на шахматной доске. Расставьте начальную позицию и разыграйте партию вдвоем. Слева белые, справа – черные. Для кого трудно – можете посмотреть на подсказку.

 

Слайд 8. Получилось?

 

Слайд 9. Тогда какое слово спрятано в полях: a6, g4, f3, d5, b2, c7, e3?

Выпишите буквы, вписанные в соответствующие поля, и прочтите слово.

Что получилось - «Молодцы»!

 

А теперь пришла пора провести небольшое соревнование для наших групп. Каждой группе нужно зашифровать слово из 3-4 букв шахматной нотацией закодированное слово названиями полей. Минута на придумывание слова. Начинаем конкурс самых быстрых шифровальщиков. Плюс получает та группа, которая первой и правильно угадает слово.

 

4. Подведение итогов. Подсчитайте количество плюсов

Итак, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и познакомились с удивительным миром шахмат, а главное – вы теперь сможете разбирать партии шахматных чемпионов. И даже если вы не будете любителем шахмат, сегодняшнее занятие пригодится вам на уроках математики и географии, при решении кроссвордов и ребусов. Спасибо!

 

Солодовников М. Ю.

Категорія: Уроки | Додав: [ADM]Irina (31.07.2009)
Переглядів: 2166 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 1

Добавил: klubava
0

Добрый день) Чудесный урок) Спасибо!
А как можно скачать презентацию?
Дата публикации: 28.11.2012 в 13:04 Спам[Материал]

 

ble>

 

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!