Каталог статей

Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки [ Додати статтю ]

Звуки [р], [р`]. Буквы Р р

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [р], [р’]. БУКВЫ Р р.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить со звуками
[р], [р’], буквами Р р. Учить читать слоги и слова разной звуко-слоговой структуры. Развивать фонематический слух, речь, обогащать словарный запас детей. Воспитывать внимательность, любовь к чтению.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, компьютерная презентация, интерактивная доска, лента букв, предметные картинки, образец печатной и прописной букв Р р, букварь, тетрадь по чтению.

ХОД УРОКА

І.Оргмомент СЛАЙД 1
-Итак, друзья, внимание! СЛАЙД 2
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
ІІ.Мотивация
1.Инсценизация стихотворения В.Орлова «Ворона» (заранее подготовленными учениками):

-Кра! - кричит ворона - Кража! СЛАЙД 3
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, помолчи! Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно, -
-Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!
2.Беседа:
-О ком стихотворение?
-Что случилось у вороны?
-Если бы не сказали название птицы, то вы догадались бы, о ком идёт речь?
-Что на это указало?
-Какой звук повторяется чаще других?
-Молодцы, умнички!
-Скажите, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? СЛАЙД 4
ІІІ.Сообщение целей и задач урока
-Сегодня мы познакомимся с буквой «эр». Со звуками, которые она обозначает. Будем учиться читать слоги и слова с этой буквой, читать текст.
ІV.Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа над загадками (предметные картинки – рысь и тигрёнок):

-Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка – брысь!», потому что это … (рысь) СЛАЙД 5
-Какой звук нас интересует? (р)
-Давайте его охарактеризуем? (согласный, твёрдый)
-Весь в полосочку, смешной, подрастёт и будет злой.
А пока зверёк – котёнок забавляется… (тигрёнок) СЛАЙД 6
-Какой звук нас интересует? (р`)
-Давайте его охарактеризуем? (согласный, мягкий)
-Какой вывод можем сделать? (У твёрдого звука (р) есть пара – мягкий звук (р`)).
2.Характеристика звуков:
-Закройте ушки. Произнесите звуки. Установите: звонкие звуки или глухие?
-Расскажите о звуке (р)? (согласный, твёрдый, звонкий)
-А теперь о звуке (р`)? (согласный, мягкий, звонкий)
3.Фонетическая зарядка - игра «Закончи предложение»: СЛАЙД 7
• ра-ра-ра – начинается игра
• ры-ры-ры – у мальчиков шары
• ро-ро-ро – у нас новое ведро
• ру-ру-ру – продолжаем мы игру
• ре-ре-ре – стоит домик во дворе
• ри-ри-ри – на ветках снегири
• ар-ар-ар – кипит наш самовар
• ор-ор-ор – созрел красный помидор
• ра-ра-ра – у мышки есть нора
• ре-ре-ре – носим воду мы в ведре
-Ребята, какие звуки присутствуют в каждом из этих слов – ответов? (р), (р')
-В каких слогах звук (р`) мягкий? (ре, ри)
4.Определение позиции звуков в словах:
-Прослушайте слова и скажите, где могут стоять наши звуки в начале, в середине или в конце слова:
рис, роса, стрекоза, март, светофор, помидор, коридор.
-Вывод: звук может стоять в начале, в середине, в конце слова.
5.Определение места буквы Р в «Ленте букв».
-На письме эти звуки обозначаются буквой «эр»
-На что похожа буква «эр»? СЛАЙД 8
-Давайте найдём её в «Ленте букв».
-В каком ряду стоит буква «эр»? (согласный верхнего ряда – значит, звонкий)
-Дайте полную характеристику звукам. (Звук (р) - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается буквой «эр»; звук (р`) - согласный, мягкий, звонкий, обозначается буквой «эр»).
6.Печатание букв Р р.
Показ на доске образца печатной буквы Р - заглавной и строчной:
-Большая буква «эр» состоит из прямой линии на две клетки и правого полуовала. Маленькая пишется аналогично на одну клетку.
-Напечатайте простым карандашиком.
7.Физминутка «Танцующий ёжик». СЛАЙД 9
V.Обобщение и систематизация знаний
1.Работа по учебнику стр.40 – чтение «лучевых» схем: СЛАЙД 10

-Откройте учебник на стр.40.
-Хором прочитаем первую группу «лучевых» схем.
-Какие слоги образовали? (открытые)
-Почему открытые? (заканчиваются на гласный звук)
-Хором прочитаем вторую группу «лучевых» схем.
-Какие слоги образовали? (закрытые)
-Почему закрытые? (заканчиваются на согласный звук)
2.Чтение столбиков слогов (первичное прочтение учителем – дети повторяют).
3.Звуковой анализ слов:

-Под иллюстрациями есть звуковые схемы.
-К каким словам они подходят? (рыба, роза, астра, венок)
4.Работа над предложениями.
-Сегодня иллюстрации в нашем букваре – необычные. Это – фотографии.
-Рассмотрите их.
-Под фотографиями написаны два столбика имён. Прочитайте их про себя.
-Давайте определим имена девочек, изображенных на фотографиях. Для этого прочитайте предложения внизу страницы 40.
5.Беседа:
-Как называется профессия человека, который делает фотографии профессионально? (фотограф)
-По каким предметам можно узнать фотографа? (по фотоаппарату)
-Рассмотрите рисунок на стр. 41, как со временем совершенствовались фотоаппараты.
-А у нас на уроке присутствует фотограф?
6.Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
-Внимание на интерактивную доску. СЛАЙД 11
-Действительно, это экранизация известного произведения Эдуарда Успенского.
-Книга называется «Каникулы в Простоквашино». СЛАЙД 12
-И сейчас мы прочитаем отрывок из произведения. СЛАЙД 13
7.Чтение текста Эдуарда Успенского «Шарик фотографирует» стр.41:
а) первичное прочтение всего текста сильным учеником;
-Совпадает текст с отрывком из мультфильма?
б) повторное чтение:
-1-й абзац - по предложению;
-2-й абзац - хором.
8.Работа в тетрадях – печатание звуковых схем слов:
-Давайте вспомним имена героев мультфильма «Каникулы в Простоквашино». СЛАЙД 14
-Напечатаем звуковые схемы этих слов: СЛАЙД 15
=о -о- Фёдор
-о =о- Шарик
Пальчиковая гимнастика «Козочка V – коровка W».
о -о= Игорь
-о - -о- =о- Матроскин
VI.Итог урока
-С какой буквой познакомились? («эр»)
-Какие звуки она обозначает? (р), (р`)
-Дайте характеристику звукам (р), (р’).
VII.Рефлексия
-Посмотрите, сколько смайликов у меня есть! СЛАЙД 16
-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.
-Свою работу на уроке оцените смайликом в тетради карандашом любимого цвета. СЛАЙД 17
VIII.Подарок
-За хорошую работу на уроке я хочу всем подарить вот такой подарок, чтобы у всех было прекрасное настроение!!! СЛАЙД 18
-Какой звук присутствует в слове «ромашечка»?

Категорія: Уроки | Додав: Жемчуг (24.10.2015) | Автор: Лаврова Елена Сергеевна E
Переглядів: 1706 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 1

Добавил: [ADM]Irina
0

Уважаемая Елена Сергеевна!
Спасибо Вам за замечательный урок! Он обязательно пригодится нашим коллегам!
Презентацию пришлите мне по адресу: fialkauman@ukr.net
Дата публикации: 24.10.2015 в 19:59 [Материал]

 

ble>

 

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!