Каталог статей

Головна » Статті » Обдарована дитина » Різні аспекти цього питання [ Додати статтю ]

Гением может стать каждый
Гением может стать каждый
Ученые вплотную подошли к изучению природы гениальности, а также пытаются ответить на вопрос: можно ли сохранить разум ясным даже в почтенном возрасте? О последних достижениях в этих областях рассказывает британская Sunday Times.
Население Земли стремительно стареет, и вопрос сохранения интеллектуального уровня возрастных жителей планеты стоит крайне остро. Мозг человека - не просто еще одна мышца, как любят утверждать некоторые ученые, но один из самых сложных приборов во Вселенной. С возрастом он изнашивается, и к 30 годам человек уже достигает своего интеллектуального пика, после чего начинается медленное ухудшение мозговой деятельности. Мы забываем номера телефонов, содержание бесед с друзьями, теряем очки и сумки в собственной квартире, забываем, куда положили те или иные вещи. Современная медицина научилась продлевать человеческий век, и чем дольше мы живем, тем глупее становимся. Как бороться с этим парадоксом современной науки?
Некоторые нейрофизиологи рекомендуют в качестве «спа для мозга» решать логические ребусы или разгадывать судоку. Если играть в шахматы каждый день, то и в 80 лет мозг будет столь же ясным, как и в 40. Ученые рекомендуют читать книги (желательно не только любовные романы и прочее бульварное чтиво). Еще одна техника поддержания мозга в порядке: выделите 30 минут в день и займитесь изучением любой незнакомой для вас области знаний, уделяя особое внимание наблюдению и описанию объектов изучения, а также развитию воображения.
Существует еще несколько методик «тренировки» мозга. К примеру, некоторые психологи предлагают во время завтрака читать вслух, выписывая на листок связанные друг с другом объекты (к примеру, желтого цвета или начинающиеся на букву А). Интересным «фитнесом» для мозга может стать простая смена рук: если вы правша, попробуйте почистить зубы левой рукой, и наоборот. Таким образом, мозг столкнется с неизвестной ситуацией, в которой прежние установки не работают, и ему придется «обновиться».
Многие ученые полагают даже, что мозговые клетки способны нет только восстанавливаться, но и обновляться за счет «интеллектуального вызова», который должен бросить сам себе каждый из нас. Важной частью этой концепции является «пластичность» мозга - способность клеток к изменениям и адаптации.
Одним из важнейших открытий недавнего времени стали доказательства того, что некоторые качества нашего интеллекта, а именно: интуиция, вдохновение и творческий потенциал, свойственные всем людям, могут стать отправными точками понимания природы гениальности. Есть два пути решения любой проблемы: аналитический и интуитивный. Ученые склоняются к тому, что гениям свойственно принимать решения и совершать открытия именно на интуитивном, а не на аналитическом уровне.
Механизм возникновения интуиции примерно таков: аналитически мозг работает с ограниченным числом логических соединений. Зайдя в тупик, логические связи теряются, и возникает возможность появления новых, интуитивных связей, способных родиться буквально из ничего - из наблюдений за каким-то объектом, обрывков случайно услышанных разговоров и т. д. Именно в этот момент мы и восклицаем вслед за Архимедом: «Эврика!»
Впрочем, оппоненты этой теории утверждают, что интуиции или озарения вовсе не существует, и крик «Эврика!» является не результатом срабатывания некой гениальной составляющей мозга, а всего лишь комплексной работой нейрокогнитивных процессов, которые в определенный момент «позволяют» нам увидеть все логические связи и принять единственно правильное решение.
В одном ученые солидарны: процесс принятия гениального решения, неважно, основано ли оно на интуитивном или нейрокогнитивном подходе, совершается в небольшой области мозга под названием верхняя височная извилина. Исследователи полагают, что именно здесь сосредотачиваются все осколки нужной информации, которые до поры до времени хранились в разных «ящичках» мозга. Это открытие может стать важной частью понимания вопроса самоорганизации мозга.
Ученые также стараются расшифровать связь между творческим потенциалом и гениальностью. Попробуйте ответить на простой вопрос: для чего можно использовать кирпич? Если вам в голову придут десятки разных вариантов, вы мыслите дивергентно, то есть предусматриваете несколько способов решения одной задачи, а если ответите: «Для строительства домов», увы, вы мыслите конвергентно, то есть руководствуетесь исключительно линейной логикой.
Дивергентно мыслящим людям свойственно искать связь между фактами и событиями, которые с точки зрения конвергентно мыслящего человека абсурдны или нереальны. Но именно среди дивергентно мыслящих людей встречается наибольшее количество тех, кого мы называем гениями. Впрочем, слишком креативное мышление может привести к другой крайности: не зря между гениальностью и сумасшествием так часто проводят параллели. Слишком большой творческий потенциал связывают с такими болезнями, как маниакально-депрессивный психоз и биполярное расстройство мозга.

Источник: http://www.point.ru
 
26.11.09
Категорія: Різні аспекти цього питання | Додав: Natali (02.12.2009)
Переглядів: 1154 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!