Каталог статей

Головна » Статті » Презентації та відео матеріали » Батьківські збори [ Додати статтю ]

Презентация "Влияние семьи на воспитание ребёнка"
Александрова З.В., учитель физики и информатики
МОУ СОШ №5 п. Печенга, Мурманская область, 2009 г.

«Влияние семьи на воспитание ребёнка» 
(Родительское собрание, 5- 7 классы) 

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»
                                                                                                       В.Сухомлинский


Цели:
1. Сплочение родительского коллектива и ребят для того, чтобы каждый из них мог почувствовать радость общения, единство и взаимопонимание;
2. Повышение общей коммуникативной культуры родителей;
3. Развитие родительского чувства ответственности за воспитание детей;
4. Оказание помощи родителям для нахождения в семье ключа к решению многих сложных вопросов воспитания детей, в преодолении затруднений в общении с детьми.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Влияние семьи на воспитание ребёнка» (авторская разработка), выставка рисунков воспитанников по теме «Моя семья».
Примечание. В тексте сценария полужирным начертанием выделен текст, который так же отражён на слайдах презентации.
Предварительная подготовка:
• подбор различных материалов и литературы для создания презентации и сценария родительского собрания, создание презентации;
• предварительная подготовка рисунков по теме «Моя семья» (за 1 неделю до проведения собрания);
• Распечатка теста: «Какой Вы воспитатель?» для каждого родителя.
Форма проведения: дискуссия с использованием мультимедиа презентации и теста.

Содержание и основная деятельность

Просмотр презентации «Влияние семьи на воспитание ребёнка»

Слайд 1.
Учитель:
Добрый вечер, уважаемые родители.
Сегодня у нас очередное родительское собрание. Вы уже знаете, что воспитание ребенка – очень специфический и сложный процесс. Все родители хотят, чтобы их чадо стало всесторонне развитой и независимой личностью, способной преуспеть в дальнейшей жизни. Основная проблема, возникающая у детей в любом возрасте, - это проблема взаимоотношений с родителями. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, как надо строить взаимоотношения с детьми школьного возраста.
Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Слайд 2.
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень низкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
Родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни ребенка, о которых в других семьях только подозревают. Родители прислушиваются к мнению детей, а дети – к мнению близких и других. Подростки, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.
Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. Конфликты бывают, но они открыты и сразу, же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. Существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными, редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются.
У этих ребят есть все необходимое. Но родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других». Явный конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросам старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями.
Атмосфера напряжения, пьют один или оба родителя. Влияние семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений детей в дальнейшем.
Я уверена, что вы уже успели определить, к какой группе относится ваша семья.
Таким образом, позиция ребёнка определяется во многом атмосферой, господствующей в семье.
Если очевиден конфликт между родителями и ребенком, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Но первый шаг к примирению должны сделать родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.
Несомненно, отношение в семье сильно влияет на развитие ребенка. Семья для ребенка это целый мир, в котором он познает основы поведения в обществе, учится любить, ненавидеть и сочувствовать. От разных отношений ребенка с родителями ребенок растет общительным, доброжелательным и открытым, или же злым, лицемерным и лживым.

Слайд 3.
Мы сейчас познакомимся с «Письмом к маме и папе», но Вам необходимо, попробовать почувствовать и мысли ребёнка в письме и продолжить фразы.
(Классный руководитель создаёт ситуацию виртуального диалога родителей с детьми Обмен мнением по ситуации полученного письма от ребёнка.)
1. He бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это…
Это позволяет мне знать меру и место.
2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это
научит меня думать, что сила - это все, что имеет значение.
3. Не давайте пустых обещаний. Это
подорвет мое доверие к вам.

Слайд 4.
4. Не делайте мне замечания в присутствии других людей.
На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства.
Ваше извинение и признание ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.
6. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе.
Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Слайд 5.
7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям.
Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
8. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы.
Вы заметите, что я ищу интересующую меня информацию там, где ее мне предлагают.
9. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день,
если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.

Помните! Что у Вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо – Ваш ребёнок!
Взрослые должны всегда понимать, что детям хочется видеть в родителях друзей. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.
(Обмен мнениями родителей о письме)

Слайд 6.
Для продолжения разговора о воспитании детей в семье, я предлагаю вам дать собственный комментарий и высказать своё собственное мнение предложениям, начинающимся со слова «Если…».
Если
 ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
 ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
 ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
 ребенок окружен жалостью, он, учится жалеть самого себя.
 ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если
 ребенка хвалят, он учится. Быть благодарным.
 ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
 ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
 ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
 вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если
 ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
 ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
 ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Свет и семейное тепло в вашем доме. Как вы думаете, какие чувства эти слова вызывают у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
(Обмен мнениями среди родителей)

Слайд 7.
Причины серьезных нарушений поведения детей.
 Борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными, например: родители более внимательны к младшему, мать разошлась с отцом, в доме появился отчим, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, отослали к бабушке) и т.д.
 Борьба за самоутверждение - борьба против чрезмерной родительской опеки и власти.
 Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет».
(Обмен мнениями среди родителей)

Взаимоотношения родителей с детьми всегда тесно связано с взаимоотношениями родителей. Конфликты и трения между родителями делают ребенка непослушным и агрессивным, а так же травмируют его, что негативно сказывается на его последующем развитии. Даже скрытые конфликты влияют на развитие ребенка.
Так же на ребенка сильно влияет равнодушие родителей, от которого ребенок становится жестоким, и испытывает трудности в общении со сверстниками. Но также не стоит излишне опекать ребенка. Если родители контролируют каждый шаг ребенка, то он становится пассивным, и не самостоятельным. Позитивная атмосфера в семье способствует благополучному развитию ребенка. Семья для ребенка – это все, поэтому от поведения родителей в семье напрямую зависит поведение ребенка в обществе.
Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Слайд 8.
В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:
 Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
 Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
 Несоответствие требований и ожиданий родителей.
 Негибкость родителей.
 Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
 Непоследовательность в обращении с детьми.
 Несогласованность отношений между родителями.
 Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
 Тревожность.
 Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
 Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
 Недоверие к возможностям детей.
 Нечуткость.
 Противоречивость.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Сейчас я предлагаю Вам тест: « Какой вы воспитатель?». Он состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить "да" (то есть вы согласны с этим утверждением) или "нет" (вы придерживаетесь другого мнения).
Карточки с тестами у каждого родителя, все родители работают с тестом.

Тест: "Какой вы воспитатель?"

Вопросы - утверждения Ваш ответ «Да» или «Нет»
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики больше одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче попадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Итого ответов «Да»


По окончании тестирования правильные ответы зачитывает учитель и шкалу баллов записывает на доске.
Правильные ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать:
девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6—9 лет.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
4. До 10—12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
7. До 10—13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два — три года, когда начинает формироваться их личность.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться.

Подведение итогов тестирования:
Если Вы набрали:
17 – 20 баллов (т.е. ответов «Да») - Вы владеете хорошими воспитательными навыками;
10-16 баллов – Не всё так плохо, но Вам нужно больше внимания уделять знаниям и навыкам воспитания в семье
Если меньше 9 баллов – Вам необходимо расширить знания по вопросам воспитания в семье.
(Обсуждение результатов теста, обмен мнениями)

Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества.

Слайд 9.
Следует помнить
пять основных принципов влияния родителей на ребенка:
1. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
2. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
3. Родители являются основным источником жизненного опыта.
4. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
5. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
(Обмен мнениями среди родителей)

Слайд 10.
Уважаемые родители!
Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
Не старайтесь сделать «как лучше». Подумайте, к чему это может привести.
Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.
Любите друг друга. Старайтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Итак, в заключение нашего родительского собрания, я хочу вам напомнить простые истины:
 Больше внимания уделяйте общению с детьми, найдите совместные увлечения, предоставляйте больше самостоятельности при выполнении домашних дел;
 Следите за выполнением режима дня, организацией свободного времени, помогите вашему ребёнку выбрать кружок, факультатив, секцию с учётом интересов и способностей вашего ребёнка;
 Будьте внимательными к проблемам и эмоциональному состоянию ребёнка.

Недостаток внимания может вызвать эмоциональную травму ребенка. В школе ребенок испытывает психологическую нагрузку, связанную со сменой обстановки, с новыми обязанностями. И зачастую родители, желающие успешности ребенка в школе, все свое внимание устремляют на учебный процесс, что влечет за собой чувство одиночества и отчужденности у ребенка, и это негативно сказывается на развитии личности ребенка.

Слайд 11.
Если родители проявляют внимание к ребенку, признают его, и проявляют любовь, то ребенок преобладает в радостном, доброжелательном, оптимистичном настроении.
Создавая благоприятную обстановку в доме, мы облегчаем воспитание наших детей, и они впитывают в себя только лучшее из человеческих взаимоотношений.
Помните, мы живем не ради себя, а ради наших детей, и отдаем им самое лучшее, кормим их самыми теплыми чувствами, учим быть справедливыми и добрыми, отдаем частицу себя. И это неспроста, ведь дети – наше будущее!

Спасибо за активную работу и взаимопонимание!

Слайд 12.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
http://www.zastavki.com/pictures/1280x1024/2008/Movies_Movies_H_Home_Alone_010009_.jpg
http://www.mamam.papam.ru
http://blogs.pravkamchatka.ru/psi/files/2009/06/1239690450_39.jpg&imgrefurl
http://www.effecton.ru/294.html
http://azps.ru/tests/stest/vospitanie.html
http://www.malye.ru/page5.php
Дереклеева Н.И. Родительские собрания, М., 2005.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы, М., ВАКО, 2007
Калейдоскоп родительских собраний: Мет. разр./ Под ред. Н.А. Алексеевой, М., ТЦ Сфера, 2001
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М., 1995.


Джерело: http://docme.ru/ick
Категорія: Батьківські збори | Додав: [ADM]Irina (06.02.2011) | Автор: Александрова З.В.
Переглядів: 8601 | Коментарі: 2 | Рейтинг: 3.0/5
Всього коментарів: 1

Добавил: [ADM]Irina
0

И вам, Зинаида Васильевна, огромное СПАСИБО за содержательный и такой нужный материал!
Дата публикации: 18.08.2011 в 17:49 Спам[Материал]

 

ble>

 

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!