Каталог статей
Головна » Статті » Поради психолога » Шкільний психолог | [ Додати статтю ] |
«Самооценка» Тест Вариант 1 Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. Этап 1 Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств: Межличностные отношения, общение. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе. Общительность — способность легко входить в общение. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Откровенность — открытость, доступность для людей. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. Поведение. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. Гордость — чувство собственного достоинства. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках. Энергичность — решительность, активность поступков и действий. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей. Инициативность — стремление к новым формам деятельности. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция. Настойчивость — упорство в достижении целей. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь. Деятельность. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота. Собранность — сосредоточенность, подтянутость. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения. Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. Внимательность — сосредоточенность на выполняемой деятельности. Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. Работоспособность — способность много и продуктивно работать. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность. Переживания, чувства. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость. Веселость — беззаботно-радостное состояние. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. Нежность — проявление любви, ласки. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния. Любвеобильность — способность сильно и многих любить. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне. Этап II Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому. Обработка. 1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р). 2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: Результаты сопоставьте с оценочной шкалой. Вариант 2 Инструкция. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей. В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют. Обработка. Подсчитываем по формуле Дi = ( Ri1 - Ri2 ), где Ri1 (номер) — ранг 1-го качества в 1-м столбике; Ri2 — ранг 1-го качества во 2-м столбике; Дi— разность рангов 1-го качества в столбцах. Возводим Д в квадрат. Подсчитаем все Дi, возведенные в квадрат, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 — ум ( Ri1 = 1 ), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т. е. Ri2 = 5, тогда по формуле вычисляем (1 — 5) = -4, возводим в квадрат = 16, и так далее для всех n слов по порядку (n — количество анализируемых качеств, n = 20). Затем полученные (Дi, в квадрате) складываем, умножаем на 6, делим произведение на (n х n х n — n) = (20 х 20 х 20 — 20)= = 7 980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т. е. находим коэффициент ранговой корреляции: Полученный коэффициент ранговой корреляции сравниваем с психодиагностической шкалой. Психодиагностическая шкала Уровни самооценки Неадекватно низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий Вариант 1 Мужчины 0—10 11—34 35—45 46—54 55—63 64—66 67 Женщины 0—15 16—37 38—46 47—56 57—65 66—68 69 Вариант 2 (-0,2)—0 0—0,2 0,21—0,3 0,31—0,5 0,51—0,65 0,66—0,8 свыше 0,8 Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. В 1 варианте методики самооценки содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. Самооценка может быть оптимальной и неоптимальиой. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «вышесреднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать изза чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. Выше упоминалось об аффекте неадекватности. Это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку, К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходи< | |
Переглядів: 2163 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |