Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы
(методика Н. Лускановой)
1. Тебе нравится в школе? - не очень; - нравится; - не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома? - не знаю; - остался бы дома; - пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки? - не нравится; - бывает по-разному; - нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы; - не хотел бы; - не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - хотел бы; - не хотел бы; - не знаю.
7. Ты часто рассказываешь родителям о школе? - часто; - редко; - не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель? - точно не знаю; - хотел бы; - не хотел бы.
9. У тебя в школе много друзей? - мало; - много; - нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся; - не очень; - не нравятся.
Проведение анкетирования.
Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:
- учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;
- анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.
Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации детей, а его повышение -позитивной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Ключ:
№ вопроса |
Баллы за 1 ответ |
Баллы за 2 ответ |
Баллы за 3 ответ |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 |
3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 |
0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 |
Интерпретация:
- уровень - 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п.
- уровень - 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- уровень 15-19 баллов - позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. В рисунках изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
- уровень - 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий.
- На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему они также изображают игровые сюжеты, но непрямо они связаны со школой.
- уровень - менее 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. 6-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервно-психические нарушения. Рисунок, как правило, не отвечает предложенной школьной тематике, отображает индивидуальные пристрастия ребенка.
По результатам анкетирования составляется итоговая таблица:
№ п/п |
ФИ учащегося |
Количество набранных баллов |
Уровень учебной мотивации |
1 2 3 |
|
|
|
|