Каталог статей
Головна » Статті » Поради психолога » Шкільний психолог | [ Додати статтю ] |
Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале: 1 балл – согласен в очень незначительной степени; 2 балла – частично согласен; 3 балла – в общем согласен; 4 балла – почти полностью согласен; 5 баллов – совершенно согласен. Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть. а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется; в) не в деньгах счастье; г) когда деньги вижу, души своей не слышу. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет; г) жизнь прожить – не поле перейти. а) бояться несчастья и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне; в) деньги – дело наживное; г) голым родился, гол и умру. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) береженого Бог бережет; в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду. а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьется как рыба об лед; в) хочу – половина могу; г) лбом стены не прошибешь. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди – всё, а деньги – сор; г) деньгам все повинуются. а) что в людях живет, то и нас не минет; б) живу как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать – жертвою стать; г) никто мне не указ. а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, я ничего не знаю; в) своя рубашка ближе к телу; г) наше дело – сторона. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет – приятели откажутся. а) ученье – свет, неученье – тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь. а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат. а) на что и законы писать, если их не исполнять; б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет; в) где тверд закон, там всяк умен; г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом: а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни; а, в – незначимость материального благополучия в жизни, б, г – материально благополучная жизнь; а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь; а, в – оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение к жизни; а, в – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение к жизни; а, в – самоопределение в жизни, б, г – отсутствие самоопределения в жизни; а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни; а, в – хорошее отношение к людям, б, г – плохое отношение к людям; а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям; а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям; а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям; а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы; а, в – значимость ученья, б, г – незначимость ученья; а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда; а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов. Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г». Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже. Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г». | |
Переглядів: 2933 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0 | |