Каталог статей

Головна » Статті » Поради психолога » Шкільний психолог [ Додати статтю ]

Тренинг личностного роста «Я – реальный» и «Я - идеальный»

Тренинг личностного роста

«Я – реальный»  и «Я - идеальный»

 

Цель. Помочь участникам тренинга лучше узнать себя, осознать важность позитивного принятия своего «Я», свои сильные стороны, способствовать развитию чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ, преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

Содержание занятия.

1.    Упражнение «Знакомство – приветствие».

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди участников группы.

Ход упражнения: психолог предлагает следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо мне говорят, что я…».

Рефлексия: Какие мысли  у вас возникали во время выполнения упражнения?

 

2.    Упражнение «Принятие правил работы».

Цель: ознакомить участников с основными принципами обучения, вместе продумать и принять правила работы именно этого конкретного коллектива.

Правила группы

·       Доверительный стиль общения.

·       Общение по принципу «Здесь и теперь».

·       Персонификация высказываний.

·       Искренность в общении.

·       Конфиденциальность всего происходящего в группе.

·       Определение сильных сторон личности.

·       Активное участие в происходящем.

·       Уважение говорящего.

 

3.    Упражнение «Вершина надежд».

Цель: выяснить надежды участников группы от занятия.

Ход упражнения: участникам группы раздаются листочки бумаги, психолог просит написать о своих ожидания, прочитать и приклеить  на плакате с изображением горы.

 

4.    Упражнение «Знаешь ли ты себя?».

Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.

1.Получив газету,  просматриваете ли вы ее, прежде чем начнете читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли вы письма от близких людей?

5.Интересует ли вас психология?

6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?

7. Избегаете ли вы мысли о смерти?

8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?

11. Читаете ли вы любовные романы?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?

17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов теста

Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма.

Интерпретация результатов

       От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.

       От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

      От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями  и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительностями.

       От 5 до 20 очков.  Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолеть препятствия.

Психолог: результаты помогут вам глубже разобраться в себе. Даже если результаты кого из вас обескуражили, нужно к ним отнестись спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности.

5.    Упражнение «Изменение».

Часто встречаются люди,

которые  не осознают,

 в чем их собственная сила.

                                                       Н.Энкельманн.

Цель: самосознание и самореализация с помощью метафоричного способа.

Ход упражнения: участники сидят в кругу. Психолог предлагает закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы …», «Если бы я была музыкой, то была бы …», «Если бы я была явлением природы, то была бы …», «Если бы я была книгой, то была бы …», «Если бы я была растением, то была бы …», «Если бы я была животным, то была бы …».

Рефлексия: что вы чувствовали, когда ассоциировали себя с различными предметами?

6.    Упражнение «Ролевая гимнастика».

Цель:  осознание важности принятия своего «Я».

Ход упражнения:  каждый участник получает лист бумаги с заданием проговорить слово «Я», используя различную интонацию: громко, тихо, утвердительно, с любовью, с грустью, со злостью, с удивлением, доброжелательно.

Рефлексия: что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Информационное сообщение

«Я – концепция».

«Я – концепция» - это совокупность всех представлений человека о себе. 

Составляющие «Я – концепции»:

·       Образ - Я – видение индивидом самого себя.

·       Самооценка – эмоционально окрашенная оценка этого видения.

·       Поведенческая реакция – конкретные действия, вызванные образом – Я и самооценкой.

·       Позитивную Я – концепцию можно прировнять к принятию себя, самоуважению, чувству собственного достоинства. Синонимами негативной Я – концепции есть негативное отношение к себе, чувство собственной неполноценности. Это влияет на эмоциональное состояние индивида и его социальное поведение. 

        7.Упражнение «Мои позитивные и негативные стороны».

Цель:   развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».

Материалы: бланки с таблицею для каждого участника.

Мои самые

 лучшие черты

Мои способности

и таланты

Мои достоинства

 

 

 

Рефлексия:  какие впечатления вы получили при заполнении таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?

 

Советы как повысить самоуважение.

1.    Помни о своих позитивных чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.

2.    Во всем, что ты делаешь, пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.

3.    Постоянно вспоминай про свои успехи.

4.    Прощай себя за ошибки.

5.    Относись к себе хорошо. Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.

6.    Признай себя таким, какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.

7.    Живи сегодняшним  днем, и ты получишь больше удовольствия от жизни.

 

8. Притча

       Было это  давно, когда люди верили, что существует не один, а много Богов. Однажды Боги решили создать Вселенную. Создали звезды, солнце, моря, горы, человека и истину. Однако возник вопрос: куда спрятать истину, чтобы человек не мог ее найти. Боги хотели продлить пусть поиска истины.

       «Давайте спрячем ее на самой высокой горе», - предложил один.  «Нет, давайте положим ее на дно самого глубокого моря». – «А может, спрячем ее на обратной стороне месяца»,- предлагали другие. А самый мудрый Бог сказал: «Нет, мы спрячем истину в сердце человека, тогда он постоянно будет искать ее, не зная, что носит в своем сердце». Так они и сделали.

Рефлексия:   Как вы думаете, что же такое истина и почему она спрятана в самом человеке?

Психолог. Истина – это то, ради чего живет человек, это знания про то,  как побороть зло. Каждый из нас – это маленькая Вселенная, которая имеет свою истину. Мы можем найти истину, если заглянем в себя, свое сердце. Несмотря на то, высокие мы или низкие, быстрые или медлительные,  мы носим в сердце истину.  Поэтому нужно уважать или любить человека не только за его внешние данные, социальный статус, индивидуальные особенности, но и за внутреннее содержание. Давайте заглянем в себя.  Поищем истину.

 

9. Упражнение «Я – человек».

Цель:   развитие позитивного восприятия себя во Вселенной.

Ход упражнения: нарисовать на листе бумаги свой образ сегодня – «Я – реальный» и  в мечтах – «Я – идеальный». Проанализируйте рисунки.

Рефлексия:    Что легче было рисовать: «Я - реального» или «Я – идеального»?  Почему?

 

10. Упражнение «Активатор 3-2-1».

Цель: дать возможность участникам группы осмыслить и проанализировать знания и опыт в группе.

Ход упражнения: записать на листе бумаги 3 идеи, которые вы будете использовать, 2 - новые информации, 1 – действие, которое будете выполнять немедленно.

 

Мащенко А. Ю., практичний психолог, Арметівська школа № 10, Донецька обл.

http://osvita.ua/
Категорія: Шкільний психолог | Додав: [ADM]Irina (25.09.2010)
Переглядів: 7041 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Никнейм Кащенко Ірина Петрівна (ADM[Irina]) зарегистрирован!