Каталог статей
Головна » Статті » Вчитель вчителю » Уроки | [ Додати статтю ] |
«Шахматная нотация» Комбинированный урок Тема: «Шахматная нотация» Место в теме: первое занятие Вид занятия: изучение нового материала Тип занятия: комбинированный урок Цели: 1. Обучающие. Учащиеся изучат: названия основных линий и полей шахматной доски, запись партии. Научатся: находить поля на шахматной доске по их названию, выполнять ходы на доске по записи партии. 2. Воспитывающие. Учащиеся приобщатся к сокровищнице шахматного искусства, смогут разбирать партии великих мастеров. Познакомятся с историей возникновения шахмат. 3. Развивающие. Учащиеся укрепят навыки анализа при интерпретации шахматной нотации. У них разовьется умение определять координаты на плоскости, память, внимание, творческое воображение при работе с шахматной доской. Структура занятия: 1. Оргмомент. Знакомство. Постановка цели и определение плана работы. Здравствуйте ребята! Меня зовут Солодовников Михаил Юрьевич, я приехал к вам из Барабинска, и сегодня мы вместе совершим в шахматное королевство. Но сначала давайте познакомимся. Напишите на листах бумаги крупно ваши имена, а рядом нарисуйте ту шахматную фигуру, которую вы знаете, или которая вам нравится. Итак, начнем наше знакомство… Вопрос: А вы знаете историю появления шахмат? Тогда послушайте красивую легенду: Есть древняя индийская Легенда о Гаве и Талхуде… С тех пор утекло немало столетий, но для нас до сих пор интересны партии мастеров прошлого, а сохранились они благодаря специальным записям, которые мы сегодня научимся расшифровывать. Поэтому тема нашего занятия: «Шахматная нотация». Вопрос: Какое знакомое вам слово содержится во втором слове? Правильно – нота. А что такое нота? Это обозначение звука. Музыканты умеют их расшифровывать. Сегодня мы познакомимся с кодами шахматной доски и фигур, научимся находить нужные нам поля и фигуры, описывать маршруты фигур с помощью несложных, но увлекательных заданий. А в конце урока нас ждет небольшое соревнование между пятью командами. Для работы вам понадобятся ручка, вспомогательный лист с изображением шахматной доски, на котором вы будете вести записи ставить плюсы за правильные ответы, и, конечно – шахматы. Итак, начнем? 2. Изучение нового материала. Слайд 2. Шахматная доска и линии на ней. Вопрос: Сколько вертикалей, сколько горизонталей. Сколько в них полей. Сколько всего полей на доске? Сколько самых длинных диагоналей? Слайд 3. Обозначение шахматных фигур на диаграммах и сокращенное обозначение. Слайд 4. Название полей – пересечение вертикали и горизонтали. Пример: b1, c5, f3. Вопрос: 1. Назовите поля (показ на доске). 2. Какого цвета поле c2, b4? 3. Закрепление: а сейчас поработайте с вспомогательным листом и выполните задание 1. Проверьте себя. Слайд 5. Показать карандашом на диаграмме поля: a2, b8, h6, f5, e2, d5, c4, g7. Второе задание выполните вдвоем. Теперь 3 задание. Слайд 6. Как записываются ходы? • Слева – ход белых, справа – ход черных • Название фигуры – сокращенно • Поле перемещения фигуры Посмотрите пример. Слайд 7. Следующее задание мы выполним на шахматной доске. Расставьте начальную позицию и разыграйте партию вдвоем. Слева белые, справа – черные. Для кого трудно – можете посмотреть на подсказку. Слайд 8. Получилось? Слайд 9. Тогда какое слово спрятано в полях: a6, g4, f3, d5, b2, c7, e3? Выпишите буквы, вписанные в соответствующие поля, и прочтите слово. Что получилось - «Молодцы»! А теперь пришла пора провести небольшое соревнование для наших групп. Каждой группе нужно зашифровать слово из 3-4 букв шахматной нотацией закодированное слово названиями полей. Минута на придумывание слова. Начинаем конкурс самых быстрых шифровальщиков. Плюс получает та группа, которая первой и правильно угадает слово. 4. Подведение итогов. Подсчитайте количество плюсов Итак, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и познакомились с удивительным миром шахмат, а главное – вы теперь сможете разбирать партии шахматных чемпионов. И даже если вы не будете любителем шахмат, сегодняшнее занятие пригодится вам на уроках математики и географии, при решении кроссвордов и ребусов. Спасибо! Солодовников М. Ю. | |
Переглядів: 2199 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 1 | |
|
ble>